Оралманов обязали вернуть жильё и 95 тысяч тенге за переезд
На фото: Суд постановил, что Карабалиевы должны выселиться из арендного жилья, но идти им некуда. || Фото из архива «Д»
Члены многочисленных комиссий, подписывая своё решение, «не заметили», что семье оралманов дают жильё без всяких на то оснований. Двушку в Батысе-2 Карабалиевым дали как жителям бесперспективного посёлка, где они никогда не жили. Нарушения выявили через 3 года. Оралманов выселяют, на акима сельского округа возбудили дело.
«Диапазон» продолжает историю семьи оралманов, которым власти дали, а теперь забирают арендное жилье («Семью оралманов выселяют из квартиры, которую дал аким области» «Д» №12 от 23.03.2017). Арендное жилье Карабалиевы получили в 2013 году, через месяц после того как прописались в Кумсайском сельском округе, откуда жителей переселяли в город. Теперь по решению суда они должны вернуть квартиру обратно. Вот как о произошедшем рассказывала нам Сара Карабалиева:
– Мы жили в Светлинском районе Оренбургской области. В 2006 году переехали в Актобе. Прописались здесь у родственников, жили на квартире. Ни у меня, ни у мужа работы не было. Муж устроился разнорабочим, я ходила в центр занятости на ярмарки вакансий, по специальности я бухгалтер. В 2012 году меня вызвали в центр занятости Актобе, сообщили, что дают арендное жилье по программе «Дорожная карта занятости». Я решила, потому что я оралман. Я это в анкете все время указывала в центре занятости. Через время в «Нур Отане» аким области Мухамбетов вручил нам сертификат. Потом нас вызвали в горсобес, сказали, надо ехать в Мугалжарский район, прописаться в поселке, соединили с акимом Кумсайского сельского округа. Мы поехали в Кандыагаш, 27 декабря 2012 года аким нас прописал, а в январе нам дали квартиру. Получателей было 10, нас 11-ми в список включили дополнительно. А недавно антикоррупционный отдел сообщил, что жилье нам выдали незаконно, потому что в Кумсайском округе мы не жили, теперь у нас его отбирают.
Как получилось, что люди, которым льготное жилье не полагалось, получили его, жили в нем 3 года, пока антикоррупционщикам не поступили «оперативные данные»?
Вот как объясняет ситуацию в ответе на запрос газеты руководитель центра занятости Актобе Гульшат Кантарбаева: «В число участников программы занятости-2020 Е. Карабалиев был включен в соответствии с постановлениями правительства РК от 31.03.2011 г. №316 и от 10.05.12 г. №601 на основании решения комиссии по вопросам реализации программы при акиме Мугалжарского района от 28.12.12 г. после утверждения решением региональной комиссии от 9.01.13 г. центр занятости Актобе семье Карабалиевых предоставил служебное жилье».
Кроме этого, как выясняется, Карабалиевы, которые ни дня не жили в «бесперспективном» поселке, получили на переезд 95 205 тенге. А в декабре 2016 года в центр занятости поступает представление межрайонного управления по противодействию коррупции по Мугалжарскому региону: в ходе расследования по уголовному делу в отношении бывшего акима Кумсайского аульного округа установили, что Карабалиевы попали в список участников программы занятости-2020 по подложным справкам сельского акима. Карабалиевы жили в Актобе, в поселке Жамбыл их никогда не было.
Субсидии на переезд – 95 205 тенге – 2 декабря 2016 года Карабалиевым пришлось вернуть обратно в бюджет. Осталось вернуть квартиру. Для этого 30 декабря 2016 года жилищная комиссия центра занятости расторгает с Е. Карабалиевым договор аренды жилья со 2 февраля 2017 года. Но Карабалиевы не выселяются, и центр занятости обращается в суд. Е. Карабалиев тоже идет в суд, просит продлить договор аренды жилья до 1 февраля 2018 года. Суд ему отказывает, исковые требования центра занятости удовлетворяет.
Остается добавить, что Карабалиевы все еще живут в арендной квартире. Потому что идти им некуда. «Мы ничего не нарушали, все делали, как объясняли в центре занятости», – говорят они.
В «Диапазон» тем временем обращаются возмущенные читатели. Их интересует: кто должен был проверять законность выдачи жилья по госпрограмме, в частности, оралманам? Почему никто не заметил нарушений сразу? Проверяется ли теперь, насколько законным было получение квартир по госпрограммам за предыдущие годы другими лицами?
«Диапазон» направил запрос руководителю департамента Национального бюро по противодействию коррупции Кайрату Сунтаеву.