Музей русского импрессионизма пригласил армян в гости
24 марта дружественная соседняя страна стала нам еще ближе. В российской столице открылась выставка «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа». Представленные на ней картины могут считаться национальным достоянием, как лаваш и дудук.
На частной площадке выставлено около шестидесяти работ двадцати авторов из Национальной галереи Армении, Музея русского искусства в Ереване и частных коллекций. Они незаслуженно обойдены вниманием в России и за рубежом. По замыслу организаторов, эта выставка — хороший повод познакомить московскую публику с художниками и темами, исторически близкими нашей стране и русскому импрессионизму.
Основатель музея предприниматель Борис Минц просто ни минуты не мог простоять на одном месте, обнимался то с театральным режиссером Иосифом Райхельгаузом, то с бывшим генеральным директором издательского дома «Аксель Шпрингер Раша» Региной фон Флемминг, то почтительно пожимал руку телеведущему Леониду Якубовичу.
Тут все было устроено как в лучших домах Еревана: фуршетные столики украшали сочные гранаты — один из символов закавказской страны, щедро лились армянская речь и, конечно, коньяк «Арарат». А олицетворением армянского радио из анекдотов стал член совета Rietumu Banka Александр Гафин, рассказавший Леониду Якубовичу шутку: «Леня, мы тут картины смотрим, а давай я в твое просвещение юмора добавлю. У армянина родился сын. «Назвал в честь Гагарина», — делится он новостью с коллегами. «Что, Юриком?» — интересуются те. «Нет, Гагариком».
Некоторые гости выставки были удивлены, узнав о таком направлении в искусстве, как армянский импрессионизм. «А он есть! Французская палитра этого художественного течения очень близка традиционному колориту Армении, — заверил FP художник и дизайнер Армен Ерицян. — Яркие и жизнеутверждающие краски как нельзя лучше подошли для живописания ее зеленых лугов, величественных гор и цветущих садов».
Для того чтобы присутствующие смогли в полной мере оценить шедевры, всех собирали в мини-группы для получасовых экскурсий. Гости, среди которых были председатель совета директоров Промсвязьбанка Алексей Ананьев, телеведущие Екатерина и Александр Стриженовы, директор «Мультимедиа арт музея» Ольга Свиблова, актер Максим Матвеев и другие известные персоны, путешествовали по небольшим залам.
Легкое дуновение воздуха, мягкий солнечный свет, тени на изумрудной траве — армянские художники творили в лучших традициях импрессионизма. А вот картина Седрака Аракеляна «Сбор пшата» дарит не только эстетическое впечатление, но и погружает в национальную легенду. Как рассказала гид Анастасия Винокурова, армяне считают, что в Библии есть небольшая неточность. Когда ковчег пристал к Арарату, Ной не сразу решился покинуть свой плавучий дом. Он выпустил голубя разведать окружающий мир. Принеся в клюве нежную ветвь маслины, птица возвестила об уходе вод Потопа и о возможности продолжать жизнь.
«Вокруг Арарата масличные деревья не встречаются. Но, возможно, древний летописец имел в виду ветвь пшата, называемого «дикой маслиной», — уточнила экскурсовод. — Из мякоти пшатового дерева легко варится вкуснейшая каша, которой кормят и грудных детей. Мякоть добавляют в муку при выпечке хлеба или булочек, используют ее в качестве панировки».
В музее можно было познакомиться с «кудрявым» алфавитом нашего братского народа. Иллюстратор Гегам Арутюнян каллиграфическим почерком выводил на родном языке слова, которые гости просили написать на открытках с работами армянских живописцев. Чаще всего это были имена, но по желанию корреспондента FP на одной из карточек появились «радость» и «солнце». Выглядели они непонятными, но красивыми завитками.
Борис Минц, в какой-то миг переняв всем известную кавказскую горячность, принялся эмоционально представлять гостям только что приобретенные им лично полотна русских художников: «Вот новый Коровин! Моя последняя гордость. Третьяковка отдыхает». А на вопрос, какими экспозициями музей порадует посетителей в ближайшее время, заговорщически ответил: «Готовится много новых программ. Летом покажем часть личной коллекции Владимира Спивакова. Но я буду интриговать».
Во время официальной церемонии открытия экспозиции новый посол Армении в РФ Вардан Тоганян говорил о дружбе братских народов и поблагодарил основателя музея за продвижение армянского культурного наследия в российской столице. «Президент Серж Саркисян очень хотел побывать сегодня в этих стенах. У нас полным ходом идет подготовка к парламентским выборам, но он обещал приехать в Москву в апреле и посетить выставку. Больше 15 лет московская публика не видела масштабных творческих проектов, связанных с армянскими именами», — отметил Тоганян.
В разговоре с корреспондентом FP Борис Минц напомнил, что импрессионизм чрезвычайно разнообразен. «Я объехал много мировых музеев и хочу сказать, что он окрашивается разными национальными обертонами, не только французским. Сейчас в моих планах — сделать выставку славянского и болгарского импрессионизма. Так что впереди у музея — только самое интересное», — заключил бизнесмен и меценат.