Почему путиномика процветает несмотря на санкции
Консервативная фискальная и монетарная политика вкупе с автократической возможностью ввести меры жесткой экономии позволили удержать Россию на плаву после того, как пал Советский Союз. Об этом пишет The Wall Street Journal.
Господин Путин обычно не выступает в роли экономически подкованного рачительного хозяина. Однако мы отметили 25-летие распада Советского Союза, и его знаменитые высказывания подвели все более очевидные итоги эпического исторического эксперимента. Чтобы поставить такой эксперимент, сначала возьмите два авторитарных режима, обосновавшихся в Москве: один растущий из управляемого государством социализма, другой — ставленник капитализма. Затем подвергните их оба серии потрясений: низкие цены на нефть, дорогостоящие приключения за рубежом, конфронтация с Западом и застой в экономике. А потом подождите несколько лет, чтобы увидеть, какой режим выживет.
Когда Советский Союз в середине 1980-х начал страдать от всех этих проблем, он быстро развалился. Но, столкнувшись с очень похожей ситуацией сегодня, правительство господина Путина выжило — и даже расцвело. Разница прежде всего заключается в преданности господина Путина консервативной фискальной и монетарной политике вкупе с возможностью авторитарного режима ввести меры жесткой экономии, не советуясь с народом.
В конце 1980-х, когда экономика Советского Союза начала замирать, Владимир Путин был агентом КГБ в Дрездене, Восточная Германия. Господин Путин пострадал от падения советской империи в первую очередь и поклялся, что такой катастрофы больше никогда не произойдет. Главный урок, который он извлек, был простым: избегай большого дефицита и высокой инфляции.
С того момента, как он пришел к власти в 1999 году, господин Путин старательно следовал консервативной макроэкономической политике. Это позволило ему выдержать кризисы, которые, по мнению многих, должны были опрокинуть его режим. В середине 2014 года цены на нефть начали падать, и Запад обрушил на Россию финансовые санкции за вторжение на Украину. Но господин Путин все еще на коне.
С ситуацией, когда Советский Союз начал страдать от растущего дефицита бюджета, питаемого производством новых денег, нынешняя Россия справилась благодаря агрессивной программе жесткой экономии, ударившей по социальным выплатам и пенсиям, чтобы сбалансировать бюджет. Банк России повысил процентные ставки до двузначных чисел, снизив инфляцию до 6%, достойный показатель для страны с развивающимся рынком. Дефицит бюджета у Кремля составит чуть более, чем 3% от ВВП в этом году, даже не смотря на то, что нефть, которая ранее обеспечивала половину доходов правительства, сейчас продается по цене вполовину меньшей, чем два года назад. И государственный долг России остается менее, чем 20% от ВВП, согласно статистике правительства. Для сравнения: долг Америки составляет более 75% ВВП, по сведениям Федерального резерва.
Такие консервативные меры в налогово-бюджетной сфере помогают объяснить, почему, в отличие от СССР, Россия господина Путина показала себя такой неожиданно устойчивой. Несмотря на финансовые санкции Запада, крупные российские компании продолжают привлекать иностранные средства, обеспечивающие их нужды. Несмотря на сырьевой крах, российское нефтяное производство находится на постсоветском уровне. Российская экономика возвращается к росту, хотя российские военные ведут войну на Украине и в Сирии. Кремль мобилизовал все ресурсы, чтобы укрепить власть дома и за рубежом, даже в условиях, подобных тем, что разорили Советский союз.
Конечно, переоценивать экономические достижения России не стоит. Господин Путин конфисковывает имущество своих соперников, закрывает глаза на всеобъемлющую коррупцию и обращает инвесторов в бегство. Российское государство играет гораздо большую роль в экономике сейчас, чем это было до прихода господина Путина к власти — и не для того, чтобы обеспечить пользу обществу, например, в области здравоохранения или образования, а для того, чтобы монополизировать добычу нефти и покровительствовать своим организациям. Зарплаты русских быстро росли в 2000-х, но с того момента их рост сильно замедлился, если даже не ушел в минус.
Однако хотя экономические вопросы важны для выживания режима господина Путина, они — далеко не главные. Макроэкономическая стабильность гарантировала полтора десятилетия относительного благосостояния. Годовщина падения Советского Союза не будет широко отмечаться в России. Крах СССР — это период в жизни страны, который большинство россиян предпочли бы забыть, и катастрофа, которой господин Путин решил не дать повториться.