Партия вырулит
Общий сюжет таких прогнозов следующий. Богатые китайцы теряют уверенность в экономике КНР и юане, из-за чего начинают выводить деньги в офшоры и вкладываться в иностранные валюты на фоне замедления экономического роста и увеличения государственного долга. Отток капитала приводит к ослаблению юаня, что заставляет все больше и больше богатых китайцев искать безопасности для собственных активов в иностранных валютах. В результате получается порочный круг.
Действительно, китайская экономика замедлилась, госдолг продолжает расти по отношению к ВВП, юань ослабел по отношению к доллару, а некоторая часть капитала была выведена из страны. Однако ни один из этих факторов не предвещает серьезного кризиса.
Экономический рост КНР замедлился, поскольку исчерпаны резервы «легкого» роста, «догоняющего» развитые страны.
Госдолг вырос примерно до 250% ВВП, тогда как сразу после финансового кризиса он составлял 150%. При этом большое количество средств потрачено на ненужные сталелитейные производства, незаселенные города-призраки и обременительные инфраструктурные проекты, что «съело» доходы реального сектора.
Юань ослаб по отношению к доллару за два года на 13%. Правительство продолжает жестко контролировать потоки капитала, однако изобретательные люди нашли способ обходить эти меры. Способы разнятся от покупки в Макао золотого Rolex, сразу отправляющегося в ломбард, до приобретения клубов английской премьер-лиги, подающихся как прямые инвестиции за рубеж.
Однако, пишет Холланд, масштабы и значение ослабления национальной валюты и оттока капитала пессимистами преувеличены. В частности, по отношению к доллару ослабли и евро (24%), и фунт стерлингов (21%), так что не юань стал слабее, а доллар сильнее. Более того, юань оставался достаточно стабильным по отношению к другим валютам.
По этой же причине преувеличены масштабы сокращения валютных резервов с почти $4 трлн в середине 2014 года до $3 трлн на сегодняшний день: даже без оттока капитала резервы сократились бы на $438 млрд как раз из-за ослабления мировых валют по отношению к доллару, если предположить, что половина из них держалась в этих валютах. Таким образом, отток капитала в ноябре составил порядка $40 млрд, а не $69 млрд, как на первый взгляд свидетельствовали оценки сокращения китайских резервов в долларовом эквиваленте.
Хоть $40 млрд и большая сумма, нет данных о том, что бегство капитала набирает обороты. Рост цифр свидетельствует скорее о том, что китайские экспортеры стараются оставлять деньги в офшорах, а …