Англичанка шокирована бытом в белорусском СИЗО
СИЗО-2 в Витебске более двух месяцев находится гражданин Великобритании АланСмит. Его подозревают в организации незаконной миграции.
Жена англичанина, Магдалена Волинска, обеспокоенаусловиями, в которых содержится ее муж. По ее словам, супругу не разрешаютконтактировать с семьей, не предоставляют переводчика. Женщина обратилась запомощью к белорусским правозащитникам. В интервью TUT.BY Магдалена Волинскарассказала, как ее муж попал под следствие в Беларуси и как проходит его жизньв изоляторе.
Алан
Смит и Магдалена Волинска. Фото: spring96.orgАлану Смиту — 43 года. Он живет в Лондоне.
— Алан работает в организации, которая помогаетлюдям получить медицинское обслуживание за границей, а бизнесменам из БлижнегоВостока устанавливать деловые связи с Европой, — рассказывает МагдаленаВолинска. — Пришел запрос от инвалида из Ирака: она просила найти для неебольницу в Беларуси или Литве. Мы с мужем приехали в Беларусь по туристическойвизе. Но через несколько дней она закончилась, и мы вернулись в Польшу —продлить визу, чтобы потом снова искать возможность помочь инвалиду из Ирака.
До этого, по словам Магдалены, у них с мужем не былоникаких связей с Беларусью.
— Люди, для которых мы нашли больницу, решилинезаконно перейти литовскую границу. Их задержали полоцкие пограничники, —продолжает Магдалена Волинска.
Сайт Госпогранкомитета сообщает о том, что вечером25 сентября в километре от белорусско-литовской границы в агрогородке Козяны вБраславском районе полоцкие пограничники остановили два автомобиля. В нихнаходились четыре белоруса и шесть граждан Ирака. Документов на правонахождения в погранзоне у них не было. Действия задержанных квалифицировали какнарушение пограничного режима.
Через несколько дней, 29 сентября, супружеская паравозвращалась в Польшу на поезде из Бреста.
— Нас остановили на границе и держали в течениевсего дня, — говорит Магдалена Волинска. — При задержании нас заставилиподписать документы на русском языке — без нашего понимания, без присутствияадвоката. После проведения расследования меня отпустили, а Алана арестовали. Наследующий день его перевезли в Витебск.
Как сообщили TUT.BY в управлении Следственногокомитета по Витебской области, британского гражданина подозревают в нарушениичасти 2 статьи 371−1 Уголовного кодекса Беларуси (Организация незаконноймиграции, совершенная способом, представляющим опасность для жизни или здоровьяиностранных граждан или лиц без гражданства, либо связанная с жестоким илиунижающим их достоинство обращением, либо совершенная повторно, либо группойлиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своихслужебных полномочий).
Санкции по этой статье предусматривают лишениесвободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без нее.
— Управление Следственного комитета по Витебской областирасследует уголовное дело, возбужденное по части 2 статьи 371−1 УК в отношениинескольких человек. Один из них — гражданин Великобритании Алан Смит. Поматериалам дела, обвиняемые лица руководили незаконным выездом из Беларуси вЛитву граждан Ирака и содействовали им в этом. Нелегалов из Ирака в конце сентябрязадержали полоцкие пограничники. В отношении Алана Смита проводятсяследственные действия. Никаких ходатайств или жалоб в адрес следствия на данныймомент он не заявлял. От его адвоката поступало ходатайство об изменении мерыпресечения для подзащитного. Но оно осталось без удовлетворения. Под стражейАлан Смит находится с 29 сентября, — сообщила официальный представительуправления Следственного комитета по области Светлана Сахарова.
Магдалена Волинска обеспокоена условиями содержаниямужа в витебском СИЗО:
— Я получаю новости об Алане только через адвоката ипредставителя посольства Великобритании, который недавно посетил моего мужа визоляторе. Он рассказал мне, что Алан не получал от меня никаких передач, хотяя отправляла для него пакет с вещами.
Алан отправлял письма мне и в посольство нашейстраны в Минске, но ни одно из них не доставлено. Я пишу ему длинные посланиякаждую неделю. После жалобы посольства муж получил одно из них, но этопроизошло через два месяца после отправки письма.
Муж совершенно не говорит по-русски, он ничего непонимает из того, что говорят окружающие, и не может обратиться за помощью,если ему что-либо нужно. У него забрали часы и не разрешают нам передать новые.
То же самое с книгами и журналами: Алан не получает ничего.
Иностранку шокирует быт в белорусском СИЗО:
— Могу вас заверить: с Аланом обращаются не так, какс белорусскими заключенными. Муж находится под следствием более 2 месяцев, но ядаже не могу передать ему чистую одежду. Условия содержания очень бедны, и тамочень холодно. Алан попросил дополнительное одеяло, но не получил. Душ — раз внеделю в течение 2 минут. Подъем — в 6 часов утра, и до 22 часов нужно сидетьна стуле в холодной грязной комнате. Охранники полностью побрили моему мужуголову.
Магдалена на несколько дней приезжала в Витебск.
— Но я так испугалась, что решила вернуться. Кто-тоследовал за мной и пытался открыть дверь в квартиру, которую я арендовала, в 5часов утра, — рассказывает женщина.
По ее словам, у Алана есть проблемы со здоровьем: «Впрошлом году у него была хирургическая операция на руке, и в ключице — большойкусок пластины. У меня есть все медицинские заключения на этот счет. Муж плоховидит без контактных линз, но ему не менее двух недель не разрешали имипользоваться».
Супруга британца обратилась за помощью к витебскимправозащитникам. Один из них, представитель Белорусского Хельсинкского комитетаПавел Левинов, направил запрос в управление Департамента исполнения наказаний(ДИН) по Витебской области с просьбой сообщить, по какой причине жена АланаСмита не получает от него писем и не нарушаются ли его права, гарантированныеМеждународным пактом о гражданских и политических правах.
— Управление ДИН МВД по Витебской области отказалосьпредоставить мне хоть какую-то информацию об Алане Смите, — сообщил TUT.BYПавел Левинов.
— Алан — очень дружелюбный и общительный человек. Онне заслуживает такого обращения. Я надеюсь, что он выйдет на свободу вближайшее время. Но я боюсь: мужа держат более 2 месяцев, при этом он виделследователя только раз. И для Алана, и для меня очень тяжело не иметькаких-либо контактов, — признается Магдалена Волинска.