Семь ответов про мост на Оборонной
Но от этого молчания пересудов становится еще больше. На некоторые вопросы наших читателей по просьбе портала Glazey ответил Андрей Истратов – потомственный мостостроитель с тридцатилетним стажем, который когда-то строил и злополучный мост на Оборонной.
- Андрей Анатольевич, о чем говорят данные экспертизы, заказанной городской администрацией одной из компаний в Москве? Покрытие моста, и правда, в ужасном состоянии, но ведь снизу мост выглядит на глаз обывателя вполне сносно…
- Глядя на этот отчет, я тоже несколько усомнился, не поверил этим прогибам. И прислал свою геодезию (Прим. Glazey: Андрей Истратов имеет на то все возможности, лицензии и допуски, поскольку руководит крупной мостостроительной компанией уже 19 лет успешно). Они отработали все сорок балок.
В отчете указано, что есть вертикальные трещины по балкам. Но они не силовые, а трещины штукатурного торцевого слоя, прикрывающего анкерные устройства. Но поперечные трещины несущей части в данном случае отсутствуют.
Теперь что касается моей геодезии. Отработали, получили картину. Мы насчитали 22 балки с прогибами - в хаотичном порядке. Есть прогибы до пяти сантиметров. Однако существует такой норматив: допустимым является прогиб 1\400 от длины опирания - по СНИПу «Мосты и трубы». То есть балка не теряет свою несущую способность, она несет только себя, нагрузки – ноль, если в нашем случае прогиб не достигает СЕМИ сантиметров – это критичная величина.
Тем не менее прогиб есть, пролет 1-2 - все десять балок с прогибом. Да, это серьезно.
- Почему началась паника? Почему мост закрыт внезапно и надолго? Почему он вдруг оказался доведенным до состояния, когда потребовалось его просто-напросто закрыть, хотя всем было ясно, что это приведет к дорожному коллапсу?
- Объясняю простым языком. К примеру, Шуруповский мост. Сейчас на нем тоже пошли выбитости. Углубления, провалы… Причем валом, скопом. И это неудивительно, ведь нагрузка на мост увеличилась просто в разы. Что происходит? Разбивается слой асфальта. Он, как правило, двойной, там 11 сантиметров. Пробился асфальт. Дальше колесо с усиленным давлением попадает на следующий слой – защитный слой с дорожной сеткой, который всего 4-5 сантиметров.
Далее из-за этого усиленного удара тоненький бетон лопается, кусочки бетона с арматурой пробивают гидроизоляцию. Дальше есть выравнивающий слой. С ним, наверное, ничего не случится. Хотя он может трескаться и от ударной нагрузки, и от переменной составляющей… Но туда зашла вода. И получается воздушно-водяной пирог. Зимой вода зашла, замерзла – подняла. Оттаяла – опять движение. Вот, собственно, и все. Сколько туда ни укладывай асфальта – там все дышит.
Разве не точно так же было с мостом на Оборонной?
Ситуация – один в один.
- Но ведь мост на Оборонной в свое время не был сдан в эксплуатацию… Есть много желающих связать сегодняшнюю беду именно с какими –то изначально скрытыми дефектами строительства.
- На последнем этапе, уже при подготовке сооружения к сдаче, когда оставались, можно сказать, косметические работы, город перестал платить. Заканчивались 90- годы. Вот поэтому мост и остался в таком несколько неприглядном виде. Обычно весь марафет, конечная штукатурка, доводка и так деле делаются в самом конце строительства. Почему городской УКС не перечислял деньги, как формировался бюджет – теперь уже не узнаешь. Но достаточно вспомнить, какие это были годы… И раз Мостоотряду не заплатили – скорее всего, не были предоставлены до конца все документы, которые требовал город для оформления этого объекта. И его не сдали. Тем не менее для движения по умолчанию он был открыт.
- Волокита с мостом может продлиться долго еще и потому, что неповоротлива «бюджетная» машина… Только через пять месяцев после закрытия моста мэр подписал постановление №2075 «О выполнении проектно-изыскательских работ и работ по реконструкции мостового перехода через р. Нара в створе улицы Оборонная в г. Серпухове».
- Городу поставлена директивная задача открыть мост в 2017 году. Я сомневаюсь в таких сроках.
Хорошо, если за реконструкцию возьмется одна фирма – и спроектирует, а потом она же и проведет капитальный ремонт. Это будет правильно и быстрее. Наверное, будет строительный контроль другой, это тоже правильно.
Начать рабочее движение по мосту, не дожидаясь окончания его капитального ремонта, можно только, если специально прописать это условие в техзадании. В этом случае строительная компания сооружает для этого временное покрытие и берет ответственность за безопасность на себя.
- Есть ли технологические сложности, которые вы предвидите?
- Конечно. В свое время при строительстве этого моста был построен второй мост, только низкий - из инвентарных мостовых металлических конструкций. Балка завозилась по этому мосту снизу. Устанавливались два крана, и они вперекидку эту балку монтировали. Сейчас такой возможности нет. Вы представляете - еще один мост ниже построить, чтобы этот весь перебрать?
Другой вариант – были такие краны, которые использовали еще наши деды, с помощью такого крана ремонтировали мост через Нару, который по «бетонке». И делала это компания из Смоленска. Вот потому что они из глубинки, потому такой кран и сохранился. Сейчас таких кранов нет. Любой даже 500-тонный современный кран, который можно сюда пригнать, достанет только один пролет поменять.
- Какой выход видите вы?
- Исходя из современных условий, я предложил совершенно иную схему.
Есть ряд компании, которые специализируются по усилению бетонных конструкций - поставкой оборудования в Россию из-за рубежа, многие вещи они уже делают здесь сами. Это предварительно напряженная арматура – прядевая. То есть наружное усиление балок.
У Жарикова я оставил на столе альбом, где приведены примеры применения этой технологии. Такую работу выполняла этим летом наша компания - Нагатинский метромост. Сейчас мы закрываем большой контракт на 1 млрд 670 млн. Полбюджета нашего Серпухова. Я этот контракт выполнил за год. Уже движение пустили. Русловой пролет – порядка 130 метров.
Там такой провис был колоссальный! При разгрузке от дорожного покрытия пролетные строения поднялись на 18 сантиметров. Смонтировали оборудование и упоры, протянули канаты, создали преднапряжение, исправленная геометрия моста осталась в новых отметках. Здесь можно сделать то же самое.
- А если действовать традиционно?
- Можно взять и тупо заложить замену всех балок. Грубо посчитать: одна балка стоит миллион рублей. 200 тысяч – ее привезти. Но полмиллиона будет стоить вынуть балку. Если вынимать балки в шахматном порядке – его разобрать придется весь. И тогда городу не хватит 200 миллионов, о которых все говорят.