В Латвии узаконили стукачество
С Нового года вступают в силу скандальные «поправки о лояльности», согласно которым учителей можно будет легко увольнять по призрачным обвинениям. Юридического определения лояльности в Латвии не существует. Можно ли с этим законодательным призраком бороться в реальном суде? Об этом рассказал депутат Сейма Борис Цилевич.
Фракция «Согласия», по словам политика, видит сам принцип — делом разумным, но у него нет юридического определения лояльности.
Лояльность, объясняет Борис Цилевич, это нарушение законов или действия, направленные против базовых принципов демократии и прав человека. В Латвии все чаще интерпретируют нелояльность как несогласие с определенными политическими взглядами, критикой правительства. Если эту норму применять таким образом, будет нарушено законодательство.
Пока, говорит депутат, оппозиция будет внимательно следить за тем, как новая норма будет применяться на практике. Пока никого не уволили — ждут пострадавших. Хотя ждать наверняка недолго: уже сообщалось о первых трех жалобах на нелояльных педагогов.
Ясно, что поправки открывают широкий простор для стукачества, особенно ввиду того, что сокращается количество школ, а с ними и количество рабочих мест. Обвинения в нелояльности — хороший механизм для устранения конкурентов. Ученику, который недоволен тем или иным учителем, он тоже будет очень удобен.
Такие поправки наверняка принесут больше вреда, чем пользы. Но пока нет первых пострадавших, невозможно идти в суд.
Впрочем, некоторые судебные процессы, которые уже идут, могут повлиять и на рассмотрение «поправок лояльности». Например, дело о закрытии школы Бронислава Зельцермана — вчера состоялось заседание, решение будет объявлено 22 декабря.