«Как всегда, внезапно началась зима»: что ждет улицы Москвы в ближайшие четыре месяца
Каждый сильный снегопад приносит в Москву множество проблем — несмотря на то, что власти твердят о рекордном количестве рабочих, занятых уборкой снега, многие улицы и тротуары превращаются в настоящие грязевые потоки, пробраться через которые под силу далеко не каждому. «Йод» после нескольких снегопадов прошелся по столичным улицам и посмотрел, как справляются со своей работой коммунальные службы. Грязь, лужи и снегоуборочная техника
Сообщения о надвигающемся на столицу снегопаде синоптики сделали заранее — за два дня до его начала все заголовки начали пугать москвичей «снежным апокалипсисом». Власти в то же время заявили, что во время разгула стихии коммунальщики будут работать круглосуточно, для уборки снега на улицы выйдет 11 тысяч единиц спецтехники и 20 тысяч рабочих.
«Спецтехника с 12:00 начала прометание тротуаров, подходов к остановкам общественного транспорта, станциям метро, подземным и надземным переходам, объектам соцсферы и потребительского рынка, территорий ТПУ, дворовых территорий, внутриквартальных проездов, парковок, пешеходных зон с последующей противогололедной обработкой», — рассказал журналистам заместитель столичного мэра Петр Бирюков. Также, по словам чиновника, под особый контроль взяли очистку крыш и выступающих элементов фасадов зданий от снега и наледи. Кроме того, Бирюков заявил, что во второй половине дня начнется непрерывный вывоз снега на снеголавильные пункты.
Осадки действительно пришли в Москву по расписанию, их город встретил пробками в девять баллов и отменой десятков авиарейсов. В соцсетях москвичи пишут, что некоторые районы завалило снегом, однако никакой уборочной техники они не видели. Как должны чистить улицы и как это делают на самом деле
Улицы в Москве убирают не хаотично – существует специальный регламент, который устанавливает правила и время очистки от снега магистралей, дворов и площадей. Некоторые чиновники даже считают, что московский регламент один из самых жестких в мире.
«Проведя сравнительный анализ регламентов, технологий уборки можно прийти к выводу, что в Москве регламент уборки дорог, тротуаров, дворовых территорий является одним из самых «жестких» в мире. Приведу конкретные примеры. В Москве уборка начинается раньше и проводится быстрее. Так, у нас тротуары необходимо очистить в течение 2–4 часов, то в Нью-Йорке — от 4 до 14 часов, а в Оттаве на это отводится от 6 до 16 часов», — уверяет председатель Мосгордумы Алексей Шапошников.
Действительно, в российской столице дороги к снегопадам должны начинать готовить еще до прихода осадков — коммунальные службы должны обработать жидкими реагентами наиболее опасные участки магистралей после того, как синоптики сообщат о грядущем снегопаде. Кроме того, мелким щебнем должны посыпать прилегающие к магистралям тротуары и остановки общественного транспорта.
Чистить проезжую часть коммунальщики начинают после выпадения пяти сантиметров снега. Сначала дороги подметают, затем удаляют снежные накаты, после этого снег с обочин формируют в полутораметровые валы. Такие кучи снега сгребают в сторону, однако регламент четко устанавливает, что они не могут находиться на газонах, тротуарах, вблизи перекрестков, пешеходных переходов и остановок общественного транспорта. В снежных валах не позднее, чем через 16 часов должны проделать разрывы и прочистить решетки водосточных люков.
Кстати, очистка МКАД не должна превышать двух часов, остальных трасс — трех. В пешеходных зонах снег в первую очередь убирают на остановках общественного транспорта, около станций метро, вокзалов, а также на пешеходных переходах. Все это коммунальные службы должны очистить за 12 часов.
Во дворах во время сильных снегопадов дорожки должны чистить каждые три часа, при этом снег сдвигают на край тротуара, но так, чтобы он не мешал пешеходам. В хорошую погоду дворы убирают раз в сутки — дворники должны ежедневно чистить дорожки до асфальта с помощью скребка. Если дорожки покрыты льдом, во дворах их посыпают гранитным щебнем — реагент здесь применять нельзя. Интересно, что ответственность за уборку снега лежит не только на департаменте ЖКХ, за чистоту на автобусных остановках отвечает, например, «Мосгортранс», подземные переходы и территории вокруг вестибюлей станций убирает метрополитен, а во дворах работают управляющие компании или ТСЖ.
В реальности же картина не столь идеальна, какой она представлена в официальных документах — несмотря на жесткие правила, регламентирующие практически каждое действие снегоуборщиков, пройти по московским улицам после снегопада бывает очень трудно, а кучи снега с обочины не вывозят порою по несколько недель.
Урбанист и автор блога «Город для людей» Аркадий Гершман считает, что больше всего москвичей раздражает технология зимней уборки, важное место в которой занимает использование реагентов.
«В Москве при уборке улиц основной упор делается на реагенты, из-за этого в городе нет нормальной зимы — постоянно стоят лужи, в них что-то гниет, потом эта жидкость попадает в почву и причиняет ей вред. Недовольство большинства москвичей вызывает именно технология уборки», — рассказал Аркадий «Йоду». Образующаяся в результате таяния снега вода стекается в огромные грязные лужи, которые зачастую занимают пространство на пешеходных переходах. Слабая московская ливневка не справляется с потоком воды, из-за чего в городе происходят подтопления. К тому же, работе водостока мешает и забивающийся в него снег.
«Лужи на пешеходных переходах – это следствие множества факторов. Начиная с того, что у нас в принципе нет нормальной культуры водоотведения и заканчивая несоблюдение технологий разуклонки. В Москве система водостока устроена так, что вода со всех тротуаров и крыш стекает через всю улицу на трассу и там она «ищет» одну маленькую решетку ливневой канализации. Но ведь можно сделать небольшие решетки на самом тротуаре, чтобы вода сразу уходила в трубу, а не попадала на проезжую часть. Кроме того, можно построить приподнятые переходы — в Москве их, конечно, начали делать, но пока таких переходов мало», — объясняет урбанист. Разделение ответственности, по мнению Аркадия Гершмана, делает работу городских служб по уборке улиц менее эффективной.
«Не могу назвать такое разделение эффективным. Конечно, если есть двор, за которым следит управляющая компания, то она должна его и от снега чистить. Но во всех остальных случаях это ни к чему. Должен быть единый подход и единый субъект, отвечающий за уборку улиц. Иначе люди даже не знают, куда жаловаться — не будут ведь они разбираться, кто отвечает за уборку именно этой территории», — говорит урбанист. При этом Гершман отмечает, что проблема уборки улиц в Москве может быть решена, для этого нужна лишь политическая воля городских властей.
«Нерешаемых проблем нет, просто для этого нужна политическая воля. Может быть, когда Собянина обрызгает пару раз из-под колес машины, проезжающей по Тверской, которой он так гордится, что-нибудь и изменится», — подытоживает Аркадий Гершман. Реагенты: за и против
В Москве для очистки улиц от снега и льда используют разные типы реагентов: одни предназначены для трасс и магистралей, а другие — для тротуаров и дворов. На больших дорогах используют жидкий и твердый реагенты на основе хлорида натрия и хлорида кальция. Для обработки пешеходных зон используют похожую смесь, только в нее добавляется еще и фрикционный материал, который предотвращает скольжение, — гранитная или мраморная крошка.
Независимый эксперт, кандидат химических наук Юрий Орлов рассказал «Йоду», что эффективность реагентов зависит в первую очередь от их правильного применения, в частности от расчета необходимого количества соли.
«Реагентами нужно уметь правильно пользоваться. В Москве есть возможности использовать их грамотно, поскольку условия содержания дорог позволяют утилизировать реагенты на снегоплавильных станциях. Однако, несмотря на все плюсы, реагенты у нас все равно применяют неправильно. Это в первую очередь заключается в завышении норм применения — на улицы попадает больше соли, чем нужно. На это есть объективные причины — дело в том, что норма применения рассчитывается в зависимости от температуры дорожного покрытия, типа и количества осадков, температуры воздуха и других параметров. Поэтому, чтобы знать, сколько сыпать соли на ту или иную трассу, нужно провести множество измерений. Этого, конечно, не делают и применяют довольно грубую технологию — выдают усредненный показатель на всю Москву. В итоге где-то получается нормально, а где-то снег превращается в жижу», — считает эксперт. При этом Юрий отмечает, что если количество реагента рассчитывается правильно, то отрицательное воздействие солей на окружающую среду минимально, поскольку в этом случае почти вся соль сгребается с дороги вместе со снегом, а затем утилизируется на снегоплавильных пунктах.
«Тот негатив, который складывается вокруг зимнего содержания дорог приписывается именно реагентам. Все говорят: «Какие плохие реагенты, нужно их скорее менять на какие-нибудь другие составы!» А никаких других составов нет — почти все противогололедные материалы состоят из солей», — говорит Юрий Орлов.
Многие москвичи недовольны огромным количеством соли, которую дворники разбрасывают на улицах, и выступают за отмену такой технологии уборки. При этом горожане создают петиции на портале Change. Org и предлагают перенять опыт Санкт-Петерубрга, в котором власти этой зимой отказались от использования реагентов.
Эксперт-химик Юрий Орлов, однако, считает, что отказываться от реагентов в Москве не стоит, а то, что делают в Петербурге — нелогичный шаг городских властей.
«То, что делают в Питере — глупость, которая связана с невежеством людей, принимающих решения в этой области. Дело в том, что мы шарахаемся из одной крайности в другую — сначала в Петербурге довели до абсурда ситуацию с использованием чистых реагентов — сыпали их столько, что снега вообще не было. Этим власти естественно вызвали негодование жителей, а потом перешли якобы на новый способ — теперь используют песко-соляную смесь. Просто грязь разводят. При этом на самом деле смесь эта состоит из точно такой же соли — разницы никакой», — считает эксперт. При этом Юрий Орлов поясняет, что дороги без использования реагентов содержать можно, так делают во многих городах России, однако для Москвы и Петербурга такая технология не подойдет.
«Дороги без использования реагентов содержать можно — такая технология подразумевает снежный накат . В России таких дорог порядка 60%. Но в Москве, Питере да и вообще любых крупных городах такую роскошь себе позволить нельзя. В мегаполисе малейшее затруднение, уменьшение скорости потока сразу же приводит к коллапсу. Большие перегруженные дороги нужно содержать только в чистом виде, а в чистом виде их можно содержать только с применением реагентов», — говорит химик.
Юрий отмечает, что главная задача коммунальщиков в Москве — минимизировать использование реагента, в таком случае получится содержать дороги в чистоте и при этом не раздражать жителей города.
«Однако основная задача коммунальщиков — минимизировать использование реагентов. Взять и расплавить весь снег — самый простой способ, и ума здесь много не надо, а вот правильно определить количество реагента и при этом почистить дорогу — это уже не так легко», — подытоживает он.