В особо крупном размере: вернутся ли миллиарды полковника Захарченко в бюджет?
Пресненский суд Москвы наложил обеспечительный арест на более $16 млн по делу бывшего заместителя начальника управления "Т" Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России Дмитрия Захарченко – эти деньги нашлись на счетах, принадлежащих семье обвиняемого полковника. Эксперты рассказали о возможностях направить изъятые у экс-следователя средства в госбюджет.
"Если будет доказана коррупционная составляющая обвинений полковника Захарченко, изъятые и арестованные в ходе следствия средства можно направить в бюджет – закон предусматривает сразу ряд способов для этого, - рассказал ФБА "Экономика сегодня" эксперт по всем категориям права, юрист Кирилл Чернявский. – К примеру, в качестве одной из составляющих наказания суд может наложить в качестве взыскания серьезный штраф – до тридцатикратного размера сумы взятки. Образно говоря, если докажут, что фигурант взял миллиард, то выплатить заставят 30 миллиардов. Штраф направляется в пользу государства, то есть непосредственно в бюджет".
Ранее стало известно, что следователи нашли еще миллиард рублей, которые могут принадлежать полковнику – суд арестовал $16 млн по делу полковника полиции Дмитрия Захарченко на счетах третьего лица, которые и составляют примерно миллиард рублей. Владелец заявил, что эти средства принадлежат семье отставного замглавы управления ГУЭБиПК. При аресте у обвиняемого изъяли 8,5 миллиарда долларов наличными в иностранной валюте, после в его машине сотрудники ФСБ нашли 13 миллионов рублей, 170 тысяч долларов и 5 тысяч евро.
"Есть у Захарова и так называемый декларационный казус. Будучи чиновником, он ежегодно обязан был отчитываться о своих доходах, указывая каждую копейку. Если за 10 лет службы он указывал, к примеру, по миллиону рублей зарплаты в год, у следователей возникает закономерный вопрос: откуда взялись миллиарды? Весьма сомнительно, что крупные суммы фигурировали в отчетах полковника. И если он не сможет объяснить источника происхождения денег, подтвердив его легальность, у суда есть все основания изъять незарегистрированные средства в пользу государства", - отмечает юрист.
Миллиарды полковника Захарченко и работа следствия
Арестовали Дмитрия Захарченко 9 сентября, спустя 20 дней он был уволен из правоохранительных органов. По предварительным данным, следствие предъявляет арестованному три статьи Уголовного кодекса: "Получение взятки" в сумме 7 миллионов рублей, "Превышение должностных полномочий" и "Воспрепятствование осуществлению правосудия". При этом суд засекретил информацию по делу, объяснив это фигурируемой в материалах гостайной.
"Дело полковника Захарченко в России беспрецедентное, но только в смысле масштабов изъятых денег. В остальных аспектах подобные дела давно имеют широкую практику и без затруднений разбираются в судах. Штрафы в тридцатикратном размере за получение взятки уже не считаются чем-то экстраординарным, а в России сегодня рассматривается огромное количество коррупционных дел.
Судьба полковника Захарченко и его денег сегодня в руках следователей, ведущих его дело. Им предстоит огромная работа по установлению причинно-следственных связей и раскрытию всех финансовых хитросплетений. При этом у Следственного комитета есть хорошие наработки по выявлению и распутыванию самых сложных махинаций с деньгами, даже когда они переписываются на третьих лиц, зиц-председателей и прочих подставных фигурантов. Сможет ли суд направить деньги Захарченко в бюджет, зависит от того, насколько крепкую доказательную базу построят в ходе предварительного расследования. И работа людям, занятым в этом процессе, предстоит просто титаническая", - заключает Кирилл Чернявский.