Заявление вице-премьера правительства РФ Ольги Голодец о предстоящем пересмотре ставок НДФЛ (налог на доходы физических лиц) вызвало массированное обсуждение в интернет-сообществе и бизнес кругах
Приняли в нем участие и рядовые граждане, поскольку реформа предполагает освобождение от НДФЛ малоимущих жителей России.
Налоги. «Пиджак один – карманы разные»
Автором этого остроумного определения стал депутат Законодательного собрания Свердловской области Владимир Терешков, который уже 12 лет является главным «смотрящим» за бюджетным процессом в Свердловском Законодательном собрании. Заодно, кстати, как член партии «Единая Россия», он представляет интересы исполнительной власти в первую очередь.
Вы не поверите, но Владимир Терешков в центре снимка
К слову сказать, НДФЛ в Свердловской области накануне мирового экономического кризиса, который разразился в 2007 году, впервые в истории региона составил львиную долю доходов регионального бюджета.
Сегодня, на фоне
устойчивого падения уровня доходов населения не только Свердловской области, но и Российской Федерации в целом, мы видим попытки государственной власти увеличить налоговую нагрузку на граждан и бизнес для того, чтобы, якобы, обеспечить государством исполнение социальных обязательств.
То есть, таким образом, схема Терешкова, обозначенная как пиджак с разными карманами в «сытые» годы для Российской экономики, работает теперь по-другому. Проще говоря, государство предлагает (по крайней мере, анонсирует инициативы) по пересмотру облегчения налоговых нагрузок для населения, одновременно с этим облагая его новыми податями. А анонсы чиновницы с многообещающей фамилией Голодец, являются просто отвлекающим маневром.
Для объяснения этого есть два серьезных довода.
Первый и главный – решение Государственной Думы РФ (фактически) об отмене моратория на налог на недвижимость.
Решение это было принято депутатами ГД РФ в минувшую пятницу. И предполагает решение вопроса о наполнении региональных бюджетов (а в конченом итоге и бюджета РФ) законодательными органами власти
на местном уровне за счет собственников жилья, а также малого и среднего бизнеса.
Второе – инициатива, анонсированная Ольгой Голодец является всего лишь спланированным «вбросом» информация для того, чтобы сформировать в общественном сознании устойчивую иллюзию о «заботе» власти о благосостоянии населения, а заодно и отвлечь его от реальных действий государства, связанных с увеличением налоговых тягот.
Известно, что в Свердловской области 70 процентов почти пятимиллионного населения является собственниками единственной реальной ценности – жилья.
Можно не сомневаться, что уже в ближайшее время в ходе бюджетного процесса в Свердловском законодательном собрании появится законопроект, предусматривающий изменение ставок налога на недвижимость для граждан Свердловской области.
Поскольку понятно, что залатать финансовые дыры в региональном бюджете, возникшие в результате откровенного воровства чиновников, их бездарных управленческих способностей, или потерь при наполнении бюджета, связанных с санкциями, можно только за счет населения. Поэтому проще всего решить проблемы пополнения бюджета, если залезть в карман населения, но при этом, сделать вид, что государство заботится о его интересах.
Инициатива об отмене моратория на увеличении налога на недвижимость, кстати, стала обсуждаться уже в виде законопроекта по предложению правительств Москвы и Московской области, которые давно известны «вольным» отношением к интересам граждан, являясь при этом самыми богатыми регионами в РФ.
Налоговая политика РФ – фактор становления социальной стабильности?
Стоит отметить, что за все время новейшей истории становления рыночной экономики в РФ налогоплательщики страны являлись наиболее дисциплинированным населением по сравнению с другими государствами уже пережившими этот период во время становления сложившейся системы налогообложения.
Например, население самого образцового в этом плане государства – США, в первые годы становления экономических институтов страны совсем не отличалось образцовым исполнением законов.
И связано это было не только с жесткими нормами налогового законодательства, но и с вольными нравами населения, которое, к тому же получило законодательное право на использование огнестрельного оружия в целях самообороны.
Так вот, в вопросах налогообложения население США очень часто использовало оружие как раз в качестве средства самообороны, считая, что платить государству заработанные средства в качестве налогов - это посягательство на личные свободы и права.
Согласно официальной статистике, вплоть до середины 19 века в США ни один налоговый инспектор не умирал своей смертью. Их просто убивали налогоплательщики. Факт шокирующий, но это правда.
Как далеко зайдут протестные настроения граждан РФ, которые становятся в последние все более ярко выраженными, предсказать трудно. Да и не хочется делать таких прогнозов. Но в качестве «утешительного бонуса» для налоговых чиновников стоит припомнить забавный случай.
В начале 90-х в фойе помещения налоговой инспекции по городу Екатеринбургу висела картина одного из местных художников, написанная по заказу налогового органа. Она называлась «Приход налогового инспектора на предприятие», и содержала изображения как самого налогового инспектора, так и руководства коммерческого предприятия, преисполненного чувством почтением к значимости миссии государственного чиновника.
Значимость миссии налоговых органов по большому счету сомнений не вызывает. Вопрос в другом – в инструментах, которые государство навязывает населению и бизнесу для поддержания «на плаву» взятых на себя социальных обязательств.
То, что происходит в последнее время, все больше напоминает давно известную игру в наперстки. Причем, сопровождается все это лживыми комментариями чиновников, занимающих высокие государственные посты.
Например, к вопросу об использовании прогрессивного налога на доходы физических лиц, советник президента РФ Андрей Белоусов, насчитавший в начале этого года 5 миллионов «новых бедных людей», предлагает снижать налоги в качестве единственной меры для поддержания малого и среднего бизнеса.
Упомянутая Ольга Голодец, заявляет о реформе НДФЛ, предполагающей отмену налога для граждан с низкими доходами, и прогрессивной формой налогообложения для богатых, прежде всего для представителей бизнеса. При этом, по мнению экспертов, эта схема в первую очередь ударит именно по бедным слоям населения.
Поскольку, во-первых, заставит бизнес уйти в тень, чем сократит налогооблагаемую базу и повлияет на индексацию заработных плат, во-вторых, лишит бедных возможности пользоваться налоговыми льготами и вычетами, которые сейчас пока еще доступны (налоговые вычеты возможны при покупке квартиры в кредит, обучении или лечении).
Ну и наконец, новые налоговые нагрузки, которые в последнее время бодро принимает Государственная Дума, на корню перечеркивают благостную риторику государственных чиновников, «проявляющих заботу» о стабильном развитии социальной сферы.
Чего стоит одна система «Платон», в результате которой выросли цены на товары первой необходимости. А принятие в третьем чтении закона об отмене думой «кадастрового моратория» (мораторий, между прочим, был предложен президентом Путиным), и вовсе ставит население в полную зависимость от произвола чиновников на местах.
Кстати, судя по уже имеющимся фактам, кадастровая стоимость недвижимости определяется на местах, по каким-то загадочным принципам. Например, двухкомнатную квартиру одного жителя Подмосковья оценили в БТИ Московской области в один миллиард рублей, и его налог на недвижимость составил 4 миллиона рублей.
При этом в БТИ признали факт «технической ошибки», но это не освободило гражданина от уплаты налога, а в случае возникновения задолженности (уплатить налог следует до декабря текущего года), от санкций государства.
Поэтому ответ на вопрос, сколько будет стоить проживание в собственном жилье в Свердловской области остается пока открытым. Разве, что российские граждане возьмут на вооружение опыт американцев 18 – 19 веков, и таким образом смогут повлиять на решение вопроса в щадящем ключе?