Как дело Улюкаева скажется на экономической политике России
На прошлой неделе в России был задержан и отправлен под домашний арест министр экономического развития Алексей Улюкаев, которого обвиняют в вымогательстве и получении взятки в 2 млн долларов у компании «Роснефть». После ареста высокопоставленного чиновника последовали официальные заявления о том, что случившееся не повлияет на экономическую политику, приватизационные планы правительства и даже укрепит деловой климат. В то же время агентство Reuters со ссылкой на анонимные источники писало о «лихорадочной атмосфере» в правительстве. Изменится ли экономическая политика кабмина после ареста Улюкаева? Укладывается ли этот эпизод в сюжет государственной борьбы с коррупцией или представленные детали дела не позволяют судить об этом однозначно, оставляя намек на борьбу влиятельных групп во власти? Будет ли приватизация проводиться в прежнем объеме и темпе или на этом планы будут плавно свернуты и как это скажется на планирующейся приватизации 19,5% «Роснефти»?
Сергей Королев, аналитик «Алор Брокер»:
— Арест министра экономического развития — трагедия для правительства России. На государственную службу Алексей Улюкаев пришел в 1991 году на должность экономического советника председателя правительства. Является сторонником приватизации, снижения налогов для бизнеса и минимального вмешательства в экономику страны. Многие эксперты утверждают, что в правительстве сейчас идет борьба за выбор дальнейшей модели экономического развития и много тех, кто хочет видеть экономику в жесткой сцепке с государством. В связи с арестом Улюкаева — давление «либерального крыла» в правительстве ослабнет.
Арест чиновника такого уровня — это сигнал властей о том, что неприкасаемых в Российской Федерации нет. Именно с этой точки зрения новость об аресте Алексея — положительная. В текущей ситуации представители власти не только будут бояться брать взятки, но и вообще будут достаточно осторожными во всех своих решениях и действиях. На данном этапе следствие предоставило недостаточную доказательную базу, поэтому выводы делать рано.
На ближайшие планы по приватизации арест Улюкаева вряд ли повлияет, а вот будущие тенденции могут претерпеть изменения. Ситуация на мировом нефтяном рынке достаточно изменчива, геополитика меняется, в конце концов Дональд Трамп победил на выборах в США. На сегодняшний день нет причин для торможения либо отмены процесса приватизации 19,5% «Роснефти». Сомневаюсь, что для
Наталья Мильчакова, замдиректора аналитического департамента «Альпари»:
— Я не считаю, что экономическая политика правительства после ареста Улюкаева радикально изменится. Если и произойдут
Соглашусь, что арест Улюкаева доказывает одно: в России закон применяется не выборочно, и действительно, «неприкасаемых» нет. О причинах ареста, кроме той, что официально вменяется ему в вину (взятка в особо крупном размере), говорить пока рано. Здесь могут быть самые разные варианты, которые высказывались в российских СМИ (наиболее брендовым зарубежным изданиям я не доверяю): либо Улюкаев стал неудобен
Полагаю, что процесс приватизации «Роснефти» может затянуться по срокам, но сделка все равно состоится. В интересах менеджмента, работающего на государство, должна быть продажа компании по максимально высокой цене, насколько это возможно, чтобы государство получило деньги в бюджет. На мой взгляд, сделка по приватизации «Роснефти» в этом году была преждевременной. Пока нефть торгуется ниже 50 долларов за баррель, приватизировать самые ценные нефтяные активы рано, на мой взгляд, а в следующем году приватизация «Роснефти» была бы более целесообразной.
Азрет Гулиев, заместитель начальника аналитического отдела ИФК «Солид»:
— Оценивать влияние таких событий очень удобно с помощью простых индикаторов, например, фондового индекса или курса рубля. Как видим, 15 и 16 ноября, сразу после ареста министра, рынок никак не отреагировал на событие. Индекс ММВБ 16 ноября показал слабый рост на 4 пункта. Таким образом, инвесторы и игроки полагают, что арест никак не отразится на макроэкономических показателях страны, что он не повлияет на политику приватизации, и я склонен с ними согласиться. Для России, впрочем как и для некоторых азиатских стран, например Китая, антикоррупционные дела слишком обыденны, чтобы быть поводом для продажи активов. Начинает даже появляться термин, такой как «коррупционный налог», и он начитает входить в словесный оборот. Этот термин означает, какая часть средств при инвестировании будет израсходована на «непредвиденные» затраты для преодоления лобби чиновников. В этой связи согласен с президентом Путиным в том, что аресты высокопоставленных чиновников даже способны укрепить инвестиционный климат, но только если они будут носить не единичный, а массовый характер, и судебные процессы будут прозрачными.
Приватизация госактивов связана с дефицитом бюджета и серьезным кризисом в экономике, поэтому она не может быть остановлена, — она будет продолжаться и ее участники будут стараться соблюдать законодательство, а значит, покупатели госактивов будут немного лучше защищены.
Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент»:
— Улюкаев был одним из представителей либеральной команды в правительстве. Поэтому его уход не скажется на ее работе ни в положительную, ни в отрицательную сторону. Ситуация изменится, если его преемник будет из другой команды и если из либеральной команды продолжат убирать ключевые фигуры, заменяя их специалистами из другой команды. Общий тренд развития реформ в действиях правительства остается либеральным, а уход одного из министров не изменит экономическую политику России.
Борьба с коррупцией на высшем уровне с обнародованием серьезных улик против обвиняемых лиц будет полной, если наказание будет соответствующим (не как у Сердюкова). Кроме того, завершение дел по коррупции на высшем уровне в объективном ключе дает ясный сигнал реальным инвесторам, что Россия обеспечит главенство закона, а «продавить» нужное решение теперь будет стоить очень дорого. По результатам последних трех лет можно заметить, что государство осознало значимость искоренения явных проявлений коррупции (ее еще никто не победил, поскольку это в рамках человеческой жизнедеятельности) для поднятия эффективности управления и ведения экономической политики, а также привлечения средств
Планы по приватизации могут быть отложены в свете обстоятельств по покупке «Башнефти» «Роснефтью», но процесс остановлен не будет. Решение тактических задач выносится снова на первый план, то есть этому отдан приоритет перед созданием крупнейшей компании по добыче природных ресурсов с госуправлением (когда доходы от компании полностью идут в бюджет, а не всем акционерам). Откладывание сделки по продаже 19,5% «Роснефти» находится в интересах бюджета России, поскольку продажа пакета акций в существующих условиях не позволяет получить максимально возможную прибыль.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем:
— Экономическая стратегия, скорее всего, не изменится.
Что касается инвестиционного климата, то последствия будут двоякими. В краткосрочной перспективе будет напряжение, так как будут бояться изменения подходов и правил. Но в долгосрочной перспективе это может дать серьезный положительный эффект. Инвесторы априорно исходят из посылки о коррумпированности России и
Поскольку экономическая стратегия не изменится, не изменится в принципе и план приватизации. Но появится возможность у влиятельных элитных групп замедлить или ускорить выполнение отдельных пунктов этого плана.
Богдан Зварич, аналитик ИХ «ФИНАМ»:
— На мой взгляд, серьезных изменений в экономической политике в России в ближайшее время не предвидится. Тот курс, который взят после введения санкций и контрсанкций, скорее всего, сохранится. При этом я не думаю, что арест министра может повлиять на инвестиционный климат. Если речь идет именно о борьбе с коррупцией и дело будет доведено до конца с соответствующим результатом, то подобное событие может оказать позитивное воздействие на инвестклимат в России. Также это не отразится на планах приватизации. Дело в том, что правительство ориентируется в этом вопросе скорее на экономическую ситуацию и дефицит бюджета, точнее, необходимость его покрытия за счет средств, полученных от продажи госсобственности.
Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets:
— Я пока не ожидаю заметного изменения экономического курса в нашей стране, так как для этого нужно предварительно поменять действующее законодательство. Могут потребоваться не только новые российские законы, но и новые соглашения с рядом других стран и международных финансовых организаций. В любом случае, потребуется нормативная база, которая так просто и быстро не создается.
По моему мнению, глава Минэкономразвития является третьим лицом в составе «экономического блока» после руководителей ЦБ и Минфина. Несмотря на то, что Центробанк у нас,
На мой взгляд, правительство можно разделять лишь по функциональным обязанностям: экономический блок, силовой блок, промышленный блок и так далее.
Конечно, арест чиновника, подозреваемого в коррупции, может лишь улучшить деловой климат. Это широко известный факт, доказанный, в первую очередь Китаем, где такое происходит регулярно, а инвестиции лишь увеличиваются.
Я полагаю, что арест Алексея Улюкаева не повлияет на планы приватизации.