Свердловчане почтили память жертв катастрофы на комбинате «Маяк»
59 лет после катастрофы – свердловчане сегодня вспоминают аварию на комбинате «Маяк».
Таблетки от давления и от боли в ногах – вот ее пропуск в люди. К каждому выходу из дома пенсионерка Галина Собакина тщательно готовится: не выпьешь лекарства – не дойдешь. Сегодня берет с собой еще и потрепанные красные корочки – удостоверение ликвидатора последствий ядерной аварии на комбинате «Маяк». «В 95-м году нам его выдали, а работали мы в 58-59-х годах».
Место встречи неизменно год от года – возле памятника жертвам первой в истории страны ядерной катастрофы собираются те, кого коснулось это горе. Галина Собакина, как и сотни ее односельчан, стала ликвидатором по незнанию – их, совсем еще молодых, отправили на работы в поля. И только спустя 40 лет выяснилось: они снимали зараженные слои почвы. Галина Собакина, жительница Большебрусянского: «Мы работали там очень долго, и зерно вывозили, и камни, бревна, грузили на тракторы и в ямы вывозили. Нам сказали: очистить надо поля, вот мы и чистили поля, чтобы там ничего не было».
Недалеко от закрытого уральского города Челябинск-40, ныне Озерск, в пятидесятых совершили настоящий научный прорыв. Всего за десятилетие в разрушенной после войны стране сумели построить крупнейший ядерный комбинат «Маяк». Но успех был недолгим – в 1957 году произошел взрыв. Из-за сбоя в системе охлаждения разрушилась емкость с радиоактивными отходами. В зоне заражения оказались три региона, 23 села были стерты с лица земли.
Родины Лидии Тиуновой Юго-Конёво теперь тоже нет на карте. Лидия Тиунова, жительница Екатеринбурга: «Село у нас было большое – 1200 домов, совхоз был хороший. Идешь вот по деревне в школу, как раз экзамены были, дома пустые, собаки бегают, кошки – вообще прямо мурашки по коже».
Село Большебрусянское объединило жителей зараженных территорий. Старожилы шутят: не было бы счастья, да несчастье помогло. С приездом сюда переселенцев село фактически получило вторую жизнь. Специально для эвакуированных здесь выстроили две улицы – Мира и Садовую, появился свой медицинский пункт и капитальное здание школы.
Пенсионеры уверены: хоть катастрофа и черная страница в истории страны, помнить ее нужно, чтобы не повторять ошибок прошлого, ведь комбинат работает и по сей день.
Светлана Подкорытова