«Новый Лесснер»: сохранить нельзя разрушить
Ни виноватые мы, оно само
За четыре дня до происшествия, 24 сентября, делегация из руководителя КГИОП, представителя ВООПИиК и полиции застала представителей подрядной организации «Спрингалд» на территории завода за демонтажем зданий. Половина исторического корпуса под литерой И оказалась разрушена. Сергей Макаров и компания попросили работников показать разрешение на снос, однако такого у них на руках не оказалось. Чиновник запретил демонтаж и уехал, пообещав разобраться в ситуации.
«В субботу мы были на объекте и выяснили, что никаких разрешительных документов у компании нет. И, соответственно, работы остановили, так как по закону исторические здания не могут быть снесены, а только разобраны. Все производилось совершенно недокументированным образом», - рассказал заместитель председателя ВООПИиК Петербурга Александр Кононов.
Позднее Макаров заявил, что разрешения не существовало в природе. По его словам, КГИОП не выдавал компании-владельцу заключения о необратимом разрушении здания, которое дало бы компании право его сносить. Накануне в КГИОП пришел факс от собственника площадей с просьбой вынести такой вердикт, однако, не дождавшись ответа, начались работы. Видимо представители компании знали, что им ответят в комитете – предложат сделать все по форме и провести экспертизу — факса для такого важного решения недостаточно.
Выяснилось, что такую экспертизу «Спрингалд» заказывал у сторонней организации. Однако ее результат все равно должны были заверить в КГИОП. Компания же предоставила бумагу лишь после провала крыши многострадального здания 28 сентября.
Версия о диверсии
28 сентября после того, как верхний этаж здания обрушился прямо на Сампсониевский проспект, председатель КГИОП Макаров назвал происшествие диверсией. Трудно поверить, что крыша, не несущая серьезных нагрузок, могла упасть сама. С ним согласен Кононов, которому якобы удалось пообщаться с работником «Спрингалда». Тот, по словам градозащитника, якобы по секрету рассказал, что еще на выходных были спилены металлические стяжки и крепежи, из-за чего здание стало неустойчивым. «Это заранее подготовленный снос. Куски бетонных конструкций упали прямо на проспект. Хорошо, что никого не убило», — говорит Кононов.
Такой вариант допускают и эксперты. «Многое зависит от того, как был составлен план демонтажных работ. Расположение здания предполагает, что последний этап демонтажа должен проводиться ручным способом (с использованием малой механизации). Нельзя полностью исключать, что в планы исполнителя работ входило обрушение крыши. Возможно, план этого и не предусматривал, но что-то пошло не так. Надо учитывать, что здание ветхое, поэтому многие конструкции (особенно металлические балки крыши) могли прийти в негодное состояние и рухнуть в любой момент», — поделился с «Карповкой» эксперт компании, работающей в сфере технического обследования, проектирования зданий и сооружений.
После происшествия собралась экстренная комиссия, с представителями МЧС и «Спрингалда», руководителями КГИОП и администрации Выборгского района. По итогам совещания члены комиссии решили разобрать здание до первого этажа. «В связи с угрозой для простых жителей владелец здания должен демонтировать аварийные конструкции и разобрать здание до опор первого этажа. Однако, так как компания-подрядчик не имела разрешения на работы, будет проводиться проверка, для чего в администрацию Выборгского района и во все профильные ведомства собственник отправил пакет документов.
В их числе и заключение сторонней организации об аварийности здания, которое должен будет проверить КГИОП», - рассказал «Карповке» начальник отдела строительства и землепользования администрации Выборгского района Алексей Гезин.
По его словам, согласно действующему законодательству, собственник должен будет восстановить демонтированное историческое здание в изначальном виде. Однако ранее ВООПИиК пытался заставить владельцев «Нового Лесснера» вернуть снесенные дома, но безуспешно.
Госстройнадзор вмешиваться в ситуацию отказывается. «Так как собственник территории не планирует вести строительство этот вопрос (снос зданий на Большом Сампсониевском проспекте) не входит в зону ответственности Госстройнадзора. Если речь пойдет о строительстве на данном участке, то собственник должен решать этот вопрос на уровне КГИОПа. Мы подключаемся только в случае, когда уже получена вся разрешающая документация», — заявила представитель Госстройнадзора Анна Фриденталь.
Никогда такого не было и вот опять
Кононов утверждает,что «Спрингалд» действует по отработанной схеме. «На территории "Лесснера" за последний год точно также снесли корпус на противоположной стороне. Они («Спрингалд») подтолкнули здание тяжелой техникой и сказали: "Все, оно валится, надо спасать". Хотя там невысокий дом, и ему просто некуда было упасть. Вот так они постепенно зачистили территорию. Остались только здания-памятники, которые уже совсем неприкосновенные, а вот от исторической застройки они избавились», - сетует Кононов.
Представитель ВООПИиК вспоминает, что еще весной со здания под литерой И исчезла табличка с датой постройки. Он уверен, компания хотела выдать строение за советское, но сделать этого не смогла.
«Таким же образом они сносили дом Рогова и спровоцировали обрушение на Речном вокзале. Они работают в так называемой "серой зоне". Когда заказчик не может легально демонтировать историческое здание, он обращается к таким вот компаниям. И это обычная практика, когда накануне выходных посылают письмо в гос. органы с просьбой начать демонтаж, так как здание аварийное, а потом быстро стараются его снести. Иногда даже отправляют просто факс, который не имеет никакой юридической силы»,- рассказывает Кононов.
Это не первая подобная история для «Спрингалда». Помимо упомянутого выше Дома Рогова на Загородном проспекте без разрешительной документации снесли Красные бани на Московском проспекте, строения на 12 Красноармейской, улице Гастелло и переулке Лодыгина. Не помогло тогда возмущение ни депутатов ЗакСа, ни градозащитного сообщества. За обрушение конструкций Речного вокзала и гостиницы компания заплатила штраф. А после сноса дома Бланштейна на Заставской, что трещинами покрылись соседние здания.
А сами здания «Завода Лесснера» собственники перекидывают из рук в руки, как горячие пирожки. От него сначала отказался «Норд Центр», передав в «СК "Сампсониевский"», а то, в свою очередь, загадочной компании, имя которой руководители не называют. Сделка состоялась пару недель назад.