Одного экодука на всю Россию недостаточно
– Расскажите, пожалуйста, чем проходы для животных отличаются друг от друга?
– Есть биопереходы под дорогами, которые могут быть выполнены в комбинации с местным или техническим проездом, переходом через водоток, пешеходной или велодорожкой. А есть экодуки, которые возводятся непосредственно над дорогами. Технически каждый проект индивидуален, в том числе из-за ландшафта. В России, к сожалению, не в полной мере заботятся о безопасности животных. И сейчас реализован всего один экодук, причем сделанный без бетона. Столь скромная цифра связана с тем, что нужно и финансирование найти, и проекты подготовить, и согласование пройти, не говоря уже о реализации. Но я вижу, что интерес появляется, направление развивается. Мы в свою очередь предлагаем для этого решения, которые и в реализации проектов удобны, и особенности миграции животных учитывают. Ведь нельзя сделать одинаковые переходы, к примеру, для белочек и лосей. Для кого-то нужна лишь полочка, а для кого-то целая тропа. Следует учитывать и фактор шума, которого боятся крупные животные.
– За счет чего обеспечивается безопасность автовладельцев?
– Если животные идут над дорогой, то там, разумеется, есть ограждения, шумозащитные экраны. К тому же если зверь натоптал тропу в определенном месте, то уже всегда будет там мигрировать. Главное, чтобы экодуков было достаточное количество, а не один на тысячу км. Для этого следует понять, где они необходимы чисто технически, и затем уже направить туда животных. В частности, в Европе пару лет назад появилась новинка – «stop frog». Мне она очень понравилась. Там сделали специальный бордюрчик, который лягушки не перепрыгивают. С тех пор там лягушек на дорогах нет (улыбается). Для России, вероятно, это уже следующий этап в развитии, но тем не менее.
– Можно все-таки поподробнее о решениях, предлагаемых вашей компанией?
– Мы производим спиральновитые гофрированные конструкции, которые уже зарекомендовали себя по всей России и применяются на всех автомобильных дорогах страны, а также сборные металлические гофрированные конструкции в разных исполнениях в зависимости от проекта и направления. Нами учтен и европейский опыт, и американский – причем успешный. Предназначений у таких конструкций может быть очень много: биопереходы, экодуки, защита от сходов снега, пешеходные тоннели. Каждый проект разрабатываем индивидуально, потому что в России очень сложные дорожные условия. К примеру, мы не можем увеличить высоту засыпки, изменить отметки дороги, поэтому очень часто приходится вписываться в реконструкцию. Очень многое зависит от водопропуска, от ширины и высоты пролета, от их соотношения, от нагрузки дороги. Мы можем эти факторы просчитать и подготовить индивидуальное решение, будь то автотрасса, железная дорога или особые проекты спецстроя. Добавлю еще, что сегодня уже нельзя произвести расчеты, как в советские времена, когда мосты были железобетонными и т.п. Теперь принцип расчета нагрузок совершенно иной. И если им не обладать, то конструкции держать не будут. Поэтому мы в любом случае проверяем все свои проектные решения на нагрузки, чтобы избежать плачевных результатов.
– Насколько давно подобные технологии стали применять за рубежом?
– В Европе – уже более 30 лет. В России же спиральновитая труба используется всего лет пять. Отмечу, что нами реализованы проекты в Ленинградской и Архангельской областях, Татарстане, других регионах. Но инновационный продукт всегда очень сложно продвигается. Недоверие со стороны потребителей присутствует. Сказывается и не очень качественная продукция, отчасти схожая с нашей, когда производитель пытается сэкономить, заменяя, допустим, металл или размер волны. Хотя общая стоимость новых конструкций и без того на порядок дешевле, чем железобетонный мост.
Беседовал Степан Ратников
Фото Степана Ратникова