Prime News: Brexit может оказаться не так страшен, как кажется
Говорить о последствиях принятого Великобританией решения пока рано, однако спустя два месяца после референдума можно предположить, что Brexit – один из экономических феноменов. Специалисты, хорошо разбирающиеся в причинах инфляции или недостатках соцнеравенства, зачастую сталкиваются с трудностями, стараясь предсказать последствия тех или иных политических событий, и нередко их апокалиптические ожидания весьма отдалены от реальности. Это коснулось и бюджетных баталий в США в 2011 и 2013 годах, и референдума в Греции в 2015 году, которые не вызвали никаких катаклизмов.
Филип Тетлок, специалист по политическому прогнозированию Пенсильванского университета, сказал: «Эксперты часто чувствуют необходимость повысить вероятность наихудших сценариев».
Это может быть связано с их желанием привлечь внимание к своему предупреждению или уверенностью в том, что они смогут быть довольны своей правотой, если их прогноз претворится в жизнь, в то время как ошибку других аналитиков забудут. Однако со временем это привело к потери доверия к сообществу экспертов, считает Тетлок.
В 2011 и 2013 годах многие эксперты говорили о том, что из-за неспособности законодательных властей США согласовать бюджетные параметры в стране может начаться рецессия. В 2011 году демократы и республиканцы пришли к соглашению об увеличении потолка государственного бюджета в последний момент, однако не смогли в полном объеме урезать бюджетный дефицит, а в начале августа агентство Standard & Poor`s лишило страну наивысшего рейтинга «ААА». Фондовый рынок обвалился, однако спустя чуть больше, чем полгода, полностью отыграл падение. В том году ВВП США поднялся на 1,7%, в следующем – на 1,3%.
В 2013 году рецессия, по прогнозам некоторых аналитиков, угрожала из-за серьезного секвестра бюджета. Фондовый рынок просел в конце 2012 года, когда велись споры в Конгрессе, однако к марту 2013 года, когда изменения вступили в силу, уже был выше уровней, которые были до падения. А закрытия части госведомств в первой половине октября на фоне нехватки средств и отсутствия согласованного бюджета на новый фингод инвесторы почти не заметили, несмотря на всеобщие предупреждения о грозящей рецессии. В этом году экономика расширилась на 2,7%.
Кроме того, в 2010 и 2012 годах говорили о том, что программа массовой покупки облигаций ФРС США вызовет гиперинфляцию, сильный рост цен на сырье и сокращение доллара. Но вновь ничего подобного не случилось.
В прошлом году всех предупреждали о том, что если Греция откажется от соглашения с международными кредиторами, то в стране может произойти дефолт, банковский кризис или она покинет валютный блок. Сейчас экономика Греции находится далеко не в идеальном состоянии, однако дефолта так и не случилось. Банковский сектор столкнулся с оттоком депозитов и находится в достаточно сложном положении, однако он не рухнул. Кроме того, Греция все еще в евроблоке.
Что касается Великобритании, то пока непонятно, придет ли в страну рецессия в краткосрочной перспективе, как ожидали многие. До 23 июня, дня референдума, Джордж Осборн, экс-глава британского правительства, говорил о том, что выход из ЕС приведет страну к созданной ее же руками рецессии. Многие экономисты отмечали, что она наступит сразу после референдума. Фондовые площадки обвалились, однако быстро пришли в себя, в том числе индекс FTSE 250, ориентированный в основном на экономику Британии, который после голосования демонстрировал динамику хуже, чем FTSE 100, в который входит много транснациональных компаний. Уже к середине августа последний достиг рекордных отметок.