Швейцарец Джанни Инфантино возглавил ФИФА
45-летний адвокат Инфантино, свободно говорящий на пяти языках, обещает ввести ограничения на максимальную продолжительность нахождения на должностях в ФИФА и возможность проводить чемпионаты не в отдельной стране, а сразу в целом регионе мира. Он на 27 голосов опередил президента Азиатской футбольной конфедерации Шейха Салмана бен Ибрахим аль-Халифа, рождённого в королевской семье Бахрейна.
Нешуточная битва за пост президента Международной федерации футбола началась 2 июня 2015 года, после сенсационного заявления Йозефа «Зеппа» Блаттера о своём намерении уйти в отставку всего через три дня после очередной победы на выборах.
Хищения и безакцизный алкоголь
Ситуация стала по-настоящему скандальной в сентябре, когда прокуратура Швейцарии возбудила против Блаттера уголовное дело по двум статьям: «преступная халатность» и «хищение». Причём швейцарец подозревается в осуществлении незаконного платежа в два миллиона франков другому крупному футбольному функционеру и претенденту на пост президента ФИФА - главе УЕФА Мишелю Платини. Таким образом прокуратура, по сути, забила «победный дубль» в ворота мирового футбола, создав настоящую интригу в сфере управления самым популярным на Земле видом спорта.
На кону оказалась возможность распоряжаться многомиллиардными ресурсами Федерации, заключать контракты со спонсорами… и беспошлинно ввозить алкоголь в Россию. Да, именно на таких условия страны «третьего мира» получают возможность проводить у себя первенства мира — безакцизный ввоз товаров, «необходимых для официальных международных спортивных мероприятий», является той важнейшей составляющей «праздника спорта» без которой ЮАР, Бразилия, Россия и Катар вряд ли могли бы соперничать с такими футбольными грандами как Германия, Франция или Англия. Именно с участием в этих финансовых потоках недоброжелатели Блаттера связывали его повышенный интерес к проведению чемпионатов в тех местах, где ещё нет ни необходимой футбольной, ни транспортной инфраструктуры.
Кстати, существует мнение, что именно передача Катару, а не США, прав на проведение Чемпионата мира по футболу 2022 года стала той последней каплей, которая вывела из себя американскую футбольную федерацию, а вместе с ней и ФБР. На это даже намекнул в своей речи один из кандидатов на высший пост.
Аресты в Цюрихе семи крупных чиновников ФИФА в 2015 году показали всю серьёзность намерений американских правоохранительных органов и запустили аналогичные расследования в Австралии, Колумбии, Германии и Швейцарии. Многие из арестованных уже признали свою вину и начали активно сотрудничать со следствием, которому, в свою очередь, удалось утвердить длинный обвинительный список, охватывающей последние 24 года деятельности Федерации, на большом жюри в Бруклине.
Кандидаты: #aliforfifa и «розовая карточка»
Проводимый при таких обстоятельствах «экстраординарный» Конгресс ФИФА не мог не получиться «зрелищным». Пять кандидатов, дошедших до финала, представляли очень разные группы интересов: Азию и Африку (шейх Салман бен Ибрахим аль-Халифа), Европу и Америку (Джанни Инфантино), старый аппарат ФИФА (Жером Шампань), новое поколение футбольных функционеров (принц Иордании Али бен аль-Хусейн), а также самого себя и свой бизнес (Мосимо Габриэль «Токио» Сехвале). Каждый из них имел, пусть и призрачные, но шансы на победу - от чего футбольный мир основательно отвык при правившем с 1998 года Блаттере.
Мосимо Сехвале снял свою кандидатуру прямо во время своей финальной (весьма эмоциональной) речи, запросив при этом дополнительное время на выступление. Так что сложно точно сказать, сколько же человек в итоге претендовали сегодня на пост.
Оценки букмекерами шансов шейха Салмана и Джанни Инфантино варьировались в диапазоне 53-62% и 23-32%, соответственно. Иного мнения придерживалась российская делегация во главе с Виталием Мутко: они ставили на Инфантино, оценивая вероятность его избрания как «50 на 50». Кроме того, главой Российского Футбольного Союза было высказано мнение, что при любом раскладе «финансовые проблемы [у ФИФА] будут, придётся тратить резервы».
Стоит отметить, что ранее РФС безоговорочно поддерживал сначала Блаттера, затем Платини. На этот раз ставка Мутко наконец-то оказалась верной!
Каждый из кандидатов выбрал свою тактику. Али бен аль-Хусейн был очень активен в СМИ и социальных сетях, запустив даже собственный хэштег #aliforfifa. Шампань, которого долгое время называли глазами и ушами экс-президента Блаттера, эпатировал публику идеей «оранжевой карточки», приводящей ко временному удалению игрока с поля. Шейх Салман подписал в январе договор о сотрудничестве возглавляемой им Азиатской футбольной конфедерацией с Конфедерацией африканского футбола, согласно которому Азия будет помогать Африке в проведении соревнований и осуществлении программ развития футбола.
Не обошлось и без «войны компроматов». В частности, шейха Салмана обвиняли в активном участии в подавлении восстания в Бахрейне в 2011 году, проходившего в рамках «Арабской весны» и закончившегося быстрым поражнием «революционных сил» после интервенции со стороны Саудовской Аравии и ОАЭ - тогда погибли около ста человек, а несколько тысяч были арестованы.
Прозрачность, реформы и Чемпионат мира в России
Наверное, самыми популярными словами во время конгресса были «демократия» и «прозрачность» (transparency) — сложно было найти выступающего, который не использовал бы оба слова хотя бы дважды в своей речи. Именно на повышение этой пары «параметров» были нацелены реформы ФИФА, одобренные конгрессом на утреннем заседании в пятницу (в соотношении голосов 179 к 22), несмотря на возражения делегации из Палестины - чью речь можно было свести к краткой формулировке «на переправе коней не меняют».
Конгресс, кстати, открыто транслировался из цюрихского Hallenstadion в прямом эфире: число интересующихся эфиром переваливало порой за тридцать тысяч человек. При этом в зале действовал запрет на камеры и мобильные телефоны, поскольку ранее многие делегации «малых стран» были уличены в фотоотчётах о своих голосах перед «спонсорами» при формально тайном голосовании. Идея принца Али ввести прозрачные избирательные урны поддержки не нашла.
К радости российских болельщиков все участники предвыборной гонки подтвердили своё желание оставить Чемпионат мира 2018 года в России. Катарский чемпионат ни один из них переносить также не планировал.
Сумеет ли новый швейцарский глава ФИФА выполнить свои обещания и встать на пути довольно прилично разогнавшейся машины американского правосудия (теперь уже напрямую заявляющего о сделках по «купле-продаже» обоих мундиалей), мы узнаем совсем скоро.