Письмо издалека
Буян башкы общается со многими людьми, ведет большую работу, и география его адресатов очень обширна. Конечно, и сам он получает в ответ немало писем. Но есть среди них такие, за авторов которых можно только порадоваться. Несмотря на то, что это – письма из колонии.
Книги для осужденных
Мы можем испытывать сострадание к жертве и не испытывать его к преступнику. Нам – можно. Но священнослужители испытывают сострадание ко всем. И к тем, чья жизнь не сложилась по их собственной вине. Буян башкы пишет письма осужденным, посылает им литературу духовного содержания. Порой получает ответ. Порой – нет. Но как он рад, когда получает ответное письмо и понимает, что его усилия не прошли даром, что человек и впрямь понял что-то действительно важное.
Недавно он получил письмо от девушки из колонии, которая расположена на Урале. Назовем девушку Аяной. Просто потому, что ее зовут не так. И сейчас не важно, за что ее осудили. Важно, что она получила книги от Буяна Башкы, прочитала их и многое поняла.
Письмо учителю
«Здравствуйте Буян башкы!
Получила я вашу книгу и была очень рада. Спасибо Вам за такие дорогие советы. Девочки, которые рядом со мной тоже прочитали, они были в восторге – такие хорошие, аж душу щемит. Я была очень тронута. Особенно такой совет: «Не суди человека, сначала надень его обувь, пройди его путь, почувствуй его слезы…» Когда я это прочитала, у меня мурашки по коже побежали. Действительно, откуда мы знаем человека? Здесь они ведут себя так, в другом месте иначе. Кому помогают родственники, к тем обращаются с одними словами, относятся хорошо, а к простым, к тем, кому не помогают, по-другому. Хотя, по моему мнению, как можно просить у родственников что-то, если виновата ты сама?
Нас наказали ведь, чтобы мы пришли в ум, все заново перевернули, обдумали– где хорошо, где плохо поступали, чтобы мы в дальнейшем не ошибались. Мы отвечаем за свои поступки. Нас же не просто на улице поймали и посадили, а нас наказали. Я правильно понимаю, Буян башкы, или нет?
Не то, что я оправдываю простых людей, потому что мне самой никто не помогает. Наоборот, я поняла, что человек должен быть чист. Главное не богатство или красота. Человек должен быть чистым в душе. Может быть, я где-то ошибаюсь, недопонимаю. Но я сама очень о многом думала, жалею сейчас что была такой ветреной. Каждую ночь кладу под подушку вашу книгу с советами, молюсь Богу, прошу прощения.
Девчонки ходят здесь в церковь, молятся, а я завидую – у меня даже маленького оберега нет. Девчонкам рассказываю – у нас такая вера, такие обычаи. Есть и немного похожие обряды, приметы. Конечно, Буян башкы, Бог ведь один – только вера у всех другая, да?
Всех поздравляю с наступающим Новым годом, по-нашему – Шагаа биле!
Желаю здоровья, процветания, взаимопонимания, уважения!»
Радость учителя
Буян башкы был очень рад этому письму. Но чему радоваться? Аяна ведь живет в колонии. А вот это уже не столь важно. Буян башкы говорит, что неважно, где и в каких условиях живет человек. Девушка в колонии поняла некоторые истины, которые трудно понять многим. Она уже поняла, что чистота души важнее богатств и красоты. Она поняла, что мы сами ответственны за свои поступки, и не надо никого винить, не надо сваливать вину на других, надо понимать, что все зависит от тебя.
Буян башкы рад, что Аяна не отчаивается, что она читает книги духовного содержания, пишет стихи о Туве. Конечно, он ответит на ее письмо и помолится за нее – девушка в письме указала день и год своего рождения. Он пошлет ей оберег. И он точно знает, что с ней уже ничего плохого не случится!
И.