Павел Медведев: В Конституции не сказано, как ЦБ должен поддерживать рубль
Статью Конституции, по которой Центробанк должен обеспечивать стабильность национальной валюты, очень трудно интерпретировать, сказал в эфире «Русской службы новостей» финансовый омбудсмен Павел Медведев. «Формально я соавтор Конституции, и да простят меня мои коллеги по работе над этим текстом», — добавил он.
«Что должен был бы обеспечить Центральный банк, очень трудно понять. И что физически можно сделать, понять очень трудно. Центробанк должен следить за стабильностью курса рубля, но должен ли он поддерживать в каких-то параметрах – не написано», — пояснил омбудсмен.
Он рассказал, что при предыдущих обвалах национальной валюты жители России жаловались в Европейский суд на то, что по вине государства обесценились их накопления в старом государственном банке.
«У меня был контакт с одним из судей, и я спрашивал, как поведёт себя Европейский суд. Он мне объяснил, что Европейский суд такую претензию не примет. Он не считает, что провал валюты, рубля – чья-то вина, за которую можно наказывать», — сообщил Павел Медведев. Он подчеркнул, что хотя рубль тогда был девальвирован во много раз, но Европейский суд не принял ни одного дела.
«Если мы хотим, чтобы соотношение между долларом и рублём было постоянным, то требуется волшебник. Другого способа нет», — подытожил финансовый омбудсмен.
В конце июля 2014 года доллар стоил около 35 рублей, в январе 2015 года курс российской валюты упал до 65 рублей за доллар. В феврале 2016-го доллар стоит около 76 рублей. Из-за сильного падения курса рубля валютные ипотечники оказались в сложной ситуации, так как их ежемесячные платежи существенно выросли.
В ноябре 2014 года депутат Евгений Фёдоров попросил Генпрокуратуру проверить деятельность Центробанка. По мнению парламентария, Банк России нарушил пункт 2 статьи 75 Конституции, где сказано, что «защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации». «Это не просто неправильная политика Центробанка, а сознательное нарушение законодательства. Действия руководства ЦБ привели к большим убыткам. Это уже уголовное нарушение, и теперь пора в дело вмешаться прокуратуре», — утверждал Фёдоров.