В Музее изобразительных искусств открылось сразу две выставки Андрея Пашкевича
По идее кураторов проекта, построенные на антитезе, работы, вошедшие в эти экспозиции, наиболее полно могут представить личность творца: публицистичность и тонкость восприятия мира - удивительно органично сочетались в одном человеке, в одном художнике, Андрее Пашкевиче.
Живопись Андрея Пашкевича известна и неизвестна. Его имя среди других, современных ему художников первого ряда, звучит совершенно наравне. В провинции его, возможно, и знают, но больше как кинооператора, работавшего над такими фильмами как «Еще люблю, еще надеюсь» или «Мы жили по-соседству». Сразу две выставки Андрея Пашкевича, одна из них - «Политэкология», вторая - «Абстракция: цвет и движение» дают возможность составить по тем немногим работам, которые в наш город привезла его жена, Грет ван Хаелст, собственное мнение о творчестве художника.
Многие деятели искусств в ту перестроечную пору встали на трибуны: кто - Государственной Думы, кто - в залах партсобраний или на площадях, предлагая свой путь к счастливой жизни. Андрей Пашкевич в народ не пошел, а уединился в мастерской и писал то, что чувствовал тогда сам. А получилось, что выразил боль и ожидания тысяч людей.
Выходя из зала, где каждая картина - словно глобальное обобщение того пути, который прошла наша страна от Советского союза до России, попадаешь в иной мир, где царит цвет и движение, музыка космоса, заключенная в пространство небольших полотен Андрея Пашкевича.
Как уживались в одном творце две такие разные вселенные, остается загадкой. Может быть, поэтому, раздираемый этими противоречиями: жажда гармонии в душе и ее отсутствие во вне - так и не смогли научить его жить спокойно в Бельгии. Его жена на открытии выставки вспоминала: в этой благополучной стране он существовал две недели, а затем рвался домой, в неустроенную Россию. И об этом тоже - обе эти выставки.