Молодой Дальневосточник ХХI век: Сто бутылок одиночества
Удивительно, до чего желанна человеку свобода. Уже давно не надеясь когда-нибудь стоять перед выбором "пьянство или трезвость", он отыскивает свободу, ставя себя перед выбором "водка или пиво".
При неслыханной доступности любого знания в открытом интернете, позволяющем за год изучить любую науку, алкоголик ничего не узнаёт о вреде алкоголя. И не потому, что трудно набрать в поисковике два слова "вред алкоголя". А потому что не хочется знать. И не заставите. Вы можете тысячу раз твердить ему, что пьянка уничтожает нервную ткань мозга миллионами клеток за раз, что метаболиты спирта склеивают кровь, что раздувается сердце, превращается в мумию печень, а поджелудочная железа выгорает трупными пятнами; тысячи раз повторить, что каждая выпивка снижает ценность человека, а с утратой позитивной самооценки человек обрекает себя на зависимость, но пьяница последует судьбе пьяницы.
Я долго не мог понять, отчего люди весело и с более чем странной насмешкой над собой выставляют напоказ алкогольную зависимость. "Батюшка, что будете пить: пиво или водку? - Пиво. А с закуской - водку. И пиво. До бесконечности". Далее по плану следует смех. Оказывается, "батюшке" все равно, что пить, он любит напиваться "до бесконечности". Он любит опьянение - когда немеет мозг и кружится голова, когда к горлу подступает блевотина и становишься дурак дураком. Почему он это любит?! Может, я что-то упустил, и ему нравится не это, а что-то другое? Ответ сложен, и не всякому будет понятен.
Сингулярную часть коры головного мозга часто называют центром обучения. Она распознает расхождение личного мнения с мнением группы и кодирует сигнал ошибки. Эта часть мозга постоянно подталкивает человека принимать конформистские решения и наказывает за оригинальничанье, лишая дофамина, отчего мы ощущаем смесь острого стыда и одиночества. Так вот, алкоголь создает в мозгу небывалые, почти катастрофические соотношения, отчего дофамин захлестывает сингулярную кору. Из-за отравления дофамином этой части мозга человека захватывает галлюцинация дружелюбия: ему кажется, что вокруг - самые преданные друзья, и сам себе он кажется просто изобилующим дружбой. Фактически же пьяный переживает пароксизм конформности. Дофамин заставляет его хвалить и одобрять, восхищаться и уважать. Его собутыльники чувствуют то же самое. Именно поэтому пьянством в одиночку невозможно наслаждаться, а если кто-то его и практикует, то ведет оно не к веселью, а к угрюмой мрачности острого одиночества.
Люди, пережившие опьянение, рефлекторно связывают его с переживанием дружбы. И потому относятся к пьянству как к шутке, веселому розыгрышу, простительному озорству. Отчасти это случается и потому, что пьяные теряют двигательные навыки, разучиваются говорить и впадают в комическое состояние годовалого ребенка. На следующий день протрезвевший и больной гуляка прощает себе пьяные эксцессы, как простил бы их малышу. Так устраняется моральная преграда, и пьянство начинает казаться человеку именно что веселым, простительным и безопасным баловством.
Подвох пьянства состоит в том, что отношения, кажущиеся завязавшимися во время опьянения, на самом деле никогда не существовали. Есть анекдот на эту тему. Наркоман и наркоманка, закрыв глаза, ловят кайф. Еле шевеля губами, наркоманка говорит: "Я тебя люблю". "Ага, такая же тема", - не открывая глаз, отвечает ей наркоман.
Легальная продажа алкоголя дает пьянице возможность переживать иллюзию дружбы, сколько хватит денег, чтобы поить собутыльников. Он даже может вполне искренне считать, что дофаминовая передозировка и есть настоящая дружба. Он искренне возмущается предательством: «Мы же вместе водку пили!» И что с того? Когда деньги кончаются, кончается и дружба. Но не потому, что собутыльники подлы, - в трезвом состоянии они и сами не могут понять, что их так привлекало в этом совсем не привлекательном человеке.
Я не ответил на ваш вопрос: водка или пиво, потому что вы и не спрашивали. Признайтесь, вы просто решили поделиться предчувствием алкогольной дружбы, пьяных шуток и странного, подмигивающего веселья, с которым в белой горячке пивные бутылки танцуют, обняв водочные стаканы. Тем, что, как вам кажется, было и будет, но взаправду никогда не было и нет.
Александр Измайлов
Автор ждет ваших отзывов по адресу izmyloff@mail.ru