Европа недовольна двадцатым пакетом санкций
Не успела Урсула фон дер Ляйен договорить о «мощном» двадцатом пакете санкций, как под европейским ковром начались вполне ожидаемые споры. Формально проект касается нефти, банков, торговли и включает новые запреты на импорт части металлов и химии, квоты на аммиак и усиление контроля за экспортом технологий. Но, по словам европейских дипломатов, параллельно обсуждается более чувствительная связка - уран и удобрения. Именно вокруг нее и начались самые жесткие разногласия.
По тем же утечкам, против жестких шагов по этим направлениям негласно выступают Польша и Франция. Для Польши российские поставки - один из ключевых источников удобрений для ее агросектора. Для Франции - уран и услуги «Росатома», связанные с российским топливом, до сих пор остаются частью реальной архитектуры атомной генерации. Если резко перекрыть эти каналы, недавние эпизоды с фермерскими протестами и отключениями в крупных городах серьезно увеличатся в масштабе. Как минимум, вероятный срыв посевной и дополнительное давление на энергосистему спровоцирует рост цен и тарифов.
Поэтому до сих пор не ясно, примут ли «юбилейный» пакет к обозначенному сроку в том виде, в каком его обрисовала Урсула. Но самое главное, что для России вся эта дискуссия внутри ЕС выглядит значительно менее драматично, чем в первые месяцы санкционного давления. По удобрениям и другим сырьевым позициям наш экспорт уже переориентируется на Индию, Китай и другие азиатские направления, которые постепенно подбирают объемы, от которых Европа сама отказывается.