Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2025 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности подпункта 9 пункта 2 статьи 3, пункта 4 статьи 5, подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" в связи с жалобой гражданки В.П. Балябиной"
КС разъяснил принципы приватизации имущества унитарного предприятия на несостоявшихся торгах с одним участником.
Аукцион по продаже находящегося в хозведении МУП нежилого помещения признали несостоявшимся, а имущество продали его единственной участнице. Администрация города оспорила сделку, ссылаясь на нарушение процедуры. Если аукцион не состоялся, имущество должно продаваться посредством публичного предложения. Это регламентировано общими нормами ГК РФ, не допускающими его продажу без согласия собственника, так как продажа имущества УП исключена из сферы действия Закона о приватизации государственного и муниципального имущества.
Конституционный Суд РФ признал оспариваемые нормы не противоречащими Конституции. В спорном случае было установлено, что приватизация допускается только с согласия городского УМИ на аукционе или на конкурсе. Это соответствует конституционному принципу соразмерности ограничения прав на основании закона. Равный доступ к муниципальному имуществу поддерживает конкуренцию и обеспечивает профилактику коррупции. В этой ситуации оспаривание властями права собственности приобретателя из-за того, что торги не состоялись, нарушает принцип защиты добросовестных участников хозяйственного оборота.
Право заключить договор с единственным участником торгов при отсутствии объективных к этому препятствий относится и к приватизации УП. При этом процедуры отчуждения недвижимости УП без использования процедур закона о приватизации не должны вести к обходу правил законодательства о приватизации и к злоупотреблению правом на отчуждение имущества.
Дело заявительницы подлежит пересмотру.