Партнёрство в силе: механизмы ГЧП адаптировались к новым условиям
Тем не менее для остального мира ГЧП во многом становится той движущей силой, которая вбирает в себя лучшее от двух сторон: государства с его ресурсами и бизнеса с его инициативой и идеями. Особенно важным такое сотрудничество выглядит сейчас, когда в условиях санкций многие иностранные компании приостановили или полностью ушли из стран ЕАЭС.
Китай и догоняющие
ГЧП в течение многих десятилетий применяется почти во всех странах мира в качестве механизма привлечения частных инвестиций в создание публичной инфраструктуры. Наиболее крупный рынок ГЧП сегодня в Китае — почти 8 тыс. проектов с общим объёмом инвестиций 13,1 трлн юаней. На страны ЕС приходится порядка 1800 проектов общим объёмом инвестиций 368,3 млрд евро.
На объёмы и количество проектов влияют условия и динамика развития ГЧП в каждой стране. Ещё 10 лет назад специальные законы и уполномоченные на развитие такого партнёрства структуры работали лишь в единичных государствах, сегодня можно говорить более чем о 80 национальных законах. Во многом это стало возможным благодаря принятым на международном уровне стандартам регулирования, а также поддержке международных организаций.
Особую роль в продвижении ГЧП играют международные банки развития, такие как Всемирный банк, Азиатский банк развития и Евразийский банк развития, который активно вкладывает средства в страны ЕАЭС. В глобальном контексте по мере развития ГЧП меняются не только количественные показатели, проекты преобразуются качественно. Сейчас партнёрство рассматривается уже не просто как способ создания инфраструктуры, но как способ достижения целей устойчивого развития ООН и ESG–повестки. Повальная цифровизация также влияет на развитие ГЧП, стирая как физические, так и бюрократические границы.
Подробнее в материале DP.RU.