Включает ли “мирная повестка” статус Арцаха: о чем молчит Пашинян
«Обсуждение было непростым, но наши цели должны оставаться такими, как я заявлял», – сказал Пашинян после встречи с Алиевым и Шарлем Мишелем в Брюсселе. Он подчеркнул, что правительство РА приняло мирную повестку, и нужна решимость для ее реализации.
Фактически, Никол Пашинян не стал детализировать то, о чем договорились или не договорились в Брюсселе. Нет информации и из Баку, где констатировали, однако, что Армении не удалось внести в повестку вопрос статуса Арцаха.
Президент Европейского Совета Шарль Мишель в заявлении для прессы отметил, что стороны «договорились активизировать предметную работу по продвижению мирного договора и поручили министрам иностранных дел встретиться в течение месяца для работы над проектами текстов». Что касается делимитации границы, “следующее заседание пограничных комиссий состоится в ноябре в Брюсселе”. Обсуждался вопрос разблокирования транспортного сообщения. «Я хотел бы подчеркнуть, что важно подготовить население обеих сторон к долгосрочному устойчивому миру», сказал Мишель.
В аппарате премьер-министра Армении отмечено, что «обсуждены вопросы освобождения пленных и выяснения судеб пропавших без вести, демаркации и пограничной безопасности, разблокирования региона, урегулирования отношений между Арменией и Азербайджаном и проблемы Нагорного Карабаха».
Фактически, в заявлении Мишеля не говорится о «проблеме Нагорного Карабаха», и в этом смысле правительство Армении должно разъяснить, обсуждался ли статус Арцаха в Брюсселе, или речь идет только о «мирной повестке», которая не включает статус Арцаха?
Второй вопрос, о котором не говорится ни в заявлении Мишеля, ни аппарата Пашиняна – Минская группа ОБСЕ. За несколько дней до встречи в Брюсселе Вашингтон назначил сопредседателем Минской группы Филипа Рикера, Париж с Вашингтоном ясно дают понять, что всеобъемлющее урегулирование (в том числе вопрос статуса) должны обсуждаться в формате МГ, а не в трехстороннем формате. И не ясно, выдвинула ли армянская сторона требование возобновить формат Минской группы.
В этом контексте примечательно, что следующая встреча по делимитации назначена не в Москве, а в Брюсселе. То есть, Пашиняну и Алиеву дают понять, что не может «мирный договор» обсуждаться в Брюсселе, а делимитация и прочее – в Москве.
Бакинские СМИ пишут, что Армения пыталась сорвать Брюссельский процесс и подготовку мирного договора. Косвенным свидетельством того, что Ереван не принял некие условия, может стать то, что за встречей не последовал «жест доброй воли» по возвращению военнопленных.