Сирия: Русский пиковый интерес
Сирия… самая горячая точка и без того неспокойного современного мира.
Вопрос, который сегодня беспокоит всех – участвуют ли в той войне российскиевоеннослужащие? Впрочем, такой же интерес проявляют и к ситуации на юго-востокеУкраины. С той только разницей, что на Донбасс своим ходом может добраться любойжелающий, соскучившийся по острым ощущениям. И таких, нужно признать, немало. Всередине 90-х, работая оператором на программе «Времечко», снимал сюжет одобровольцах, атакующих московские военкоматы с требованием заменить на нихсрочников, воюющих в Чечне: «Пусть «чехи» попробуют сладить с нами, мужиками, ане с зелёными пацанами». «Чехи», кстати, не возражали… но всё равно никогоникуда не послали.
Ну, а опыта влезать в чужие конфликты нашей стране не занимать. И Корея, иВьетнам, и Египет (война с Израилем), и Африка. Когда только попал из учебки вКантемировку, в дивизии стоял ажиотаж – солдат и сержантов срочной службы сталиотправлять в Эфиопию (конфликт с Сомали). Не как пушечное мясо, а в качествеинструкторов и технических специалистов (а там уж как фишка ляжет). Причёмплатили по 500 безполосых сертификатов (валютные чеки) в месяц. Сумасшедшиеденьги по тем временам. Плюс романтика боя, заграница и пр. Писали коллективныерапорты в политотдел. Кого-то отправили, кое-кто не вернулся - война всё-таки.
Родителям объясняли – несчастный случай на учениях.
Через несколько лет в ресторане города Чернигова (съёмки кинофильма«Батальоны просят огня») какой-то офицер из замполитов брызгал мне в лицослюной: «Не было этого, не было нас в Африке… поклёп… антисоветчина…ответишь!». Сегодня про это в сериалах рассказывают, но опять не всё. «Интересыгосударства», мать их…
С Сирией мы серьёзно увязли. Не только мы, но и США, поддерживающие другую(противную) сторону. По мне, так там обе стороны противные со своими исламскимзакидонами, но тут в силу вступает известная сентенция пишущего лётчикаЭкзюпери про тех, кого мы догадались приручить.
А приручать мы начали ещё в 2013-м, когдапроизошёл инцидент с применением химического оружия под Дамаском. Попредставленным снимкам, сделанным со спутника, можно было предположить, чтоатака велась с территорий, контролируемых правительственны ми войсками, ибыла направлена против повстанцев. После применения отравляющих веществ зонупоражения подвергли бомбардировке, чтобы уничтожить следы химатаки (такговорилось в докладе французских спецслужб). Указывалось на более чем 1500погибших, в большинстве своём женщины и дети. А это уже тянуло на геноцидпротив собственного народа.
Путин (наш президент) тогда назвал это«несусветной дурью» и наложил вето на право «компенсационног о удара».
Впрочем, и Обама впал с Сирией в политический «цугцванг». Выходов из тойситуации у него было три…и все так себе. Плохой: предпринять вооруженнуюинтервенцию. Очень плохой: отказаться от вмешательства и позволить Асадупобедить оппозицию. Ужасный: позволить головорезам и отморозкам из «Аль -Каиды» захватить власть и овладеть химическим оружием, которое потом может бытьиспользовано против американских и израильских объектов. В итоге сирийское противостояниевсё продолжается и продолжается, и конца края ему не видно.
Неудивительно, что заинтересованные стороны,стоящие по обе стороны конфликта, ждут друг от друга решительных шагов. И вотожидаемый скандал. Якобы глава российского МИДа Сергей Лавров проговорилсяглаве американского Госдепа Джону Керри о присутствии российских вооружённыхсил на территории Сирии. Подчёркиваю – не об участии в конфликте, а только оприсутствии, но первое как бы подразумевает второе.
Однако российская сторона настаивает на том, чторечь шла о её пока гипотетическом участии в операции против «Исламскогогосударства» как основной угрозы современному миру и цивилизации, но решения поэтому вопросу Кремлём пока не принято. Впрочем, по словам Лаврова, Москваникогда не скрывала, «что поставляет военную технику официальным сирийскимвластям с целью борьбы с террористами». Тем не менее вашингтонский «обком»выражает обеспокоенность…
А всё началось с чего. В начале сентября в израильских и турецких СМИпоявились сообщения о том, что на базу под Дамаском якобы прибывают российскиесамолеты, которые должны включиться в воздушные удары по силам запрещённой в РФтеррористической группировки «Исламское государство». Также наблюдатели якобызаметили странный груз на борту российского большого десантного корабля«Николай Фильченков» после прохождения им 20 августа зоны черноморских проливовв направлении Средиземного моря.
Кроме того, 5 сентября в Сети появилось интернет-расслед ование обусилении российского военного присутствия в Сирии (в первую очередь, в пунктематериально-техн ического обеспечения ВМФ в Тартусе). В частности, всоцсетях были найдены профили нескольких военнослужащих 810-й Отдельной бригадыморской пехоты, которых, судя по сообщениям, послали в длительные командировкив Сирию. Ну, а если морская пехота, то это однозначно уничтожение именно живойсилы противника. На что ещё спецназ нужен? В то же время не нашлось однозначныхфото- или видеодоказательс тв того, что российские военные участвуют вбоях.
Собственно, подобные слухи и взволновали российскую общественность (восновном её оппозиционную часть). Так, депутат Госдумы Дмитрий Гудков направилминистру обороны России Сергею Шойгу запрос с требованием подтвердить илиопровергнуть сообщения об участии военнослужащих ВС РФ в боевых действиях вближневосточной республике. В случае подтверждения парламентарий хочет знать,кто принял решение о направлении военных в Сирию. Гудков напомнил, чтосоответствующего постановления парламента не было. Депутат также проситпредоставить информацию, есть ли среди российских военных убитые и раненые,если информация об их участии в сирийских событиях верна. Что ж, он тем самымвыполняет прямые наказы своих избирателей, которые имеют и конституционное, иморальное право знать, где и за что гибнут их дети.
Опять же, свою провокационную роль сыграл интернет, в который развыставив в глупом свете московских «официальных представителей», успевшихвыступить с предсказуемыми опровержениями, что нет, мол, в Сирииникаких российских военных. Однако сами российские морпехи начали поститьв соцсетях свои фотки на фоне сирийских городских пейзажей,украшенных двойными портретами Асада иПутина. Помню, с каким трудомпровозили фотографии из своих «заграничных командировок» советские военнослужащие,несмотря на все степени секретности… куда только плёнки не засовывали. Затотеперь появилась неконтролируемая территория гласности, чем ребята ипользуются.
Что теперь делать официальным кремлевским представителям? Опятьрассказывать про добровольцев, на этот раз отправившихся на времяотпуска выручать сирийских единоверцев: благо в Сирии действительнонасчитывается два с лишним миллиона христиан, многие из которыхправославные? И уж этих точно не удастся выдатьза уволившихся с военной службы задень до отправки на российскуювоенно-морскую базу в сирийском порту Тартус.
Фокус в том, что на любой подобный конфликт найти добровольцев непроблема. Тем более среди профессиональных военных, для которых война – жизнь ихлеб их насущный. Вспомните «Добровольцев», где восхищались советскимучастниками гражданской войны в Испании, хотя наших там тоже официально небыло. Всё упирается в участие самого государства. И так Путина давно обвиняют втом, что он пытается обострением ситуации на Ближнем Востоке удержать ценына нефть от дальнейшего падения и даже вызватьих рост. «Гибридная война» - вот как это называется.
Увы, но сирийский тупик из-за вмешательства сильных сторон извнепродолжает оставаться тупиком не только для ближневосточного региона. Страдаети Европа, которую последние месяцы захлёстывают толпы беженцев. Как прорвало.
Оставайся правительственны е войска с оппозицией один на один - глядишь,кто-то кого-то уже бы победил, перебил, и всё успокоилось. А мы бы, взявшись заруки с Америкой, стали долбить ИГИЛ с удвоенным усердием. Ну, разве не красивыйвыход из затяжного противостояния двух супердержав?
Тут можно, кстати, вспомнить историю наших внешних вмешательств в подобныеконфликты, начиная с Афгана. Не только людей теряли, но и миллиарды денег, чтотоже обидно. А выхлоп – пшик. На Донбассе мы хотя бы помогаем в трудную минутусоотечественника м, а в Сирии помогаем одним арабам месить других арабов.
Оно нам, избирателям, надо?..
Леонид Черток