Баку нарушил трехстороннее заявление
Вчера президент РФ Путин и глава МИД Лавров в ходе видеоконференции выразили обеспокоенность по поводу того, что некоторые силы пытаются поставить под сомнение трехстороннее заявление от 9 ноября и торпедировать его имплементацию.
Вчера мы обратились к данному вопросу, подчеркнув некоторые обостоятельства сложившейся после 9 ноября военно-политической ситуации. В дополнение следует отметить, что Баку после 9 ноября неоднократно нарушал условия заявления.
В частности, 11 ноября на дороге Бердзор-Степанакерт было взято в плен 10 граждан, по делам которых Армения обратилась в ЕСПЧ. На днях было заявлено, что дорога безопасна, но один из отрезков дороги контролируют азербайджанские силы, и нет никаких гарантий, что подобные случаи не повторятся.
В этом контексте актуализируется вопрос дороги Сотк-Карвачар, которая будет действовать до 25 ноября, когда Карвачарский район будет полностью передан под контроль Баку. Но закрытие дороги само по себе станет нарушением трехстороннего соглашения, поскольку одно из его положений предусматривает открытие всех коммуникаций.
Следующее нарушение трехстороннего соглашения – уничтожение колокольни Зеленой церкви в Шуши. Причем, это произошло после того, как Алиев в разговоре с Путиным обещал обеспечить сохранность религиозно-исторических памятников в Карабахе и доступ к ним.
Чего стоят обещания Алиева, известно всем. Но дело в том, что в стратегию Баку входит уничтожение армянского наследия, поскольку эта страна была создана на армянских землях, с которых методично стираются армянские следы.
В этой связи возникает вопрос: будут ли российские миротворцы соблюдать положения соглашения? Крайне сомнительно. Во-первых, для этого им придется патрулировать по всей протяженности дорог и установить контрольные пункты у всех памятников, что невозможно, если эти территории не под армянским контролем. Россия призывает для этого привлечь международные структуры, но это тоже не решение.
Что будет делать Россия, если инциденты продолжатся? Это, кочнено, не задача Москвы, которая будет реагировать на угрозы только своему военному присутствию. С другой стороны, эти инциденты неизбежно становятся угрозой для российского контингента, особенно, после сдачи Шуши, Гудрута, Карвачара и Кашатага.
В этой связи возникает вопрос – кого в Армении еще волнует судьба Карабаха? При таких нарушениях Баку давно поднял бы вой мирового порядка, а в Армении удовлетворились парой деполитизированных аморфных заявлений. Призывы российских и европейских деятелей искусств содержали в себе больше политического контента.
Есть в Армении государственная структура, действенная парламентская или внепарламентская сила, которую эти вопросы интересуют? Делаются заявления о попытках что-то изменить в ущербном соглашении, но вот такие факты обходят молчанием. А это крайне важно, причем, на старте имплементации соглашения, что является действительно шансом что-то исправить. Не говоря уже о том, что действия Азербайджана и последовавшее соглашение изначально являются «компроматом». Или паразитировавшие на «международном сообществе» в течение трех десятилетий «политики» будут теперь паразитировать на российских миротворцах? Это уже невозможно. Армении и миру нужны аргументы, а не паразиты.
Кстати, Баку на оккупированных территориях устанавливает флаги Турции. Вот вам еще весомый аргумент.