Хроника и иерархия. Литературоведы в списке 100 самых влиятельных россиян
Есть ценностей незыблемая ска́ла
Над скучными ошибками веков. (О. Мандельштам)
Михаил Бахтин, о котором был предыдущий пост, — безусловно, самый влиятельный из русских филологов и литературоведов. Но как ни удивительно, в составленный Форбсом список 100 самых влиятельных россиян за последние 100 лет (1917-2017) вошли еще трое: Дмитрий Лихачев, Юрий Лотман, Владимир Пропп. Есть там и "философ и автор книг о православной духовности" Антоний Сурожский, и "религиозный и политический философ" Николай Бердяев.
Владимир Пропп, 1895 — 1970
Вот и задумаемся о соотношении Хроники и Иерархии, или Новостей и Ценностей. Спортивные новости составляют чуть ли не треть всех материалов СМИ, а о литературоведении если и узнаешь, то, как правило, лишь из некрологов (думаю, что Бахтин и Пропп в свою эпоху «безвременья» даже некрологов в большой прессе не удостоились). А потом подводят итоги столетию — и оказывается, что исследователи литературы послужили славе отечества не меньше, чем военачальники и спортивные герои. Из полководцев в списке — только А. Деникин, А. Колчак и Г. Жуков. Где все остальные, распоряжавшиеся судьбами миллионов? Где Буденный и Ворошилов, Тухачевский и Рокоссовский? Их нет, а есть авторы таких трудов, как «Проблемы поэтики Достоевского» (Бахтин), «Исторические корни волшебной сказки» (Пропп), «Поэтика древнерусской литературы» (Лихачев), «Структура художественного текста» (Лотман). Оказывается, эти труды долговечнее ратных.
Дмитрий Лихачев, 1906 — 1999
Вспомним советскую эпоху, когда страна становится сверхдержавой, проводит индустриализацию и коллективизацию, побеждает во Второй мировой войне, покоряет космос и целину, бросает вызов Америке, прокладывает пути в коммунистическое будущее. Сколько славных имен, гремевших с каждой газетной страницы! Свердлов и Дзержинский, Киров и Орджоникидзе, Стаханов и Чкалов, Молотов и Каганович, Жданов и Маленков… Их речи и дела определяли судьбы страны и мира, но в кратких итогах столетия их нет. А чем занимались филологи? В тот же самый год, когда запущен первый спутник Земли, В. Пропп, профессор кафедры русской литературы ЛГУ, пишет статью «Молодой Добролюбов об изучении народной песни» (1957). М. Бахтин, преподаватель провинциального Мордовского пединститута в Саранске, работает над черновиком своего так и не законченного труда «Проблемы речевых жанров». Их главные работы о морфологии волшебной сказки и о проблемах творчества Достоевского, опубликованные в конце 1920-х гг., к 1950-м гг. казались уже забытыми и почти никому не нужными.
Юрий Лотман, 1922 — 1993
Конечно, к этому списку могут быть претензии. Мне в нем прежде всего не хватает поэтов: Ахматовой, Блока, Мандельштама, Маяковского, Цветаевой... А также психолога Л. С. Выготского. Непонятно, почему там оказался Сергей Брин, уехавший из России в возрасте 5 лет. А если все определяется местом рождения, то почему в нем нет лингвиста Романа Якобсона (1896 – 1982) или писателя и мыслителя Айн Рэнд (Алисы Зиновьевны Розенбаум, 1905 - 1982), уехавшей их России в возрасте 20 лет? Четыре ее романа, изданные общим тиражом 30 млн. экз., входят, по версии читателей, в список десяти лучших англоязычных романов; «Атлант расправил плечи» был признан второй после Библии книгой, наиболее повлиявшей на жизнь американцев.
Айн Рэнд (Ayn Rand), 1905 — 1982
Но в целом, этот список — хорошее напутствие будущим филологам. Царь Александр III любил повторять, что у России только два верных союзника: армия и флот. Оказывается, есть два еще более верных: язык и литература.