После следующего удара в повестке будет вопрос уже существования Азербайджана
Армения приняла к сведению то, что на должность министра иностранных дел Азербайджана назначен министр образования этой страны, заявила 18 июля пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян. «Но мы исходим из того, что внешняя политика в Азербайджане вырабатывается высшим руководством страны. В этм смысле армянская сторона и Армения ведут переговоры не с личностями, а с представителями действующего руководства Азербайджана», добвила она.
История с ротацией министра ИД Азербайджана действительно получилась странной. Военное поражение в Тавуше Алиев свалил на Мамедьярова, объявив часть своих дипломатов изменниками. В своем выступлении Алиев даже намекнул, что Мамедьярова проводил сепаратную от него политику.
Целый день после данного выступления Алиева не было ясности, увольняет он Мамедьярова или нет. Логика подсказывала, что после такой критики президент должен был заявить об отставке министра. Но Алиев не сделал этого, а Мамедьярова прошения не подал. Только на следующий день появилась официальная информация об отставке Мамедьярова.
Примечательна реакция Мамедьярова на все это, его ирония в отношении Алиева. Очевидно, что все это проявление гораздо более глубоких брожений, чем реакция на сугубо ситуативные реалии. В конце концов, за пару дней до провокации в Тавуше Алиев осуществил спецоперацию СГБ в МИД страны, задержав по обвинению в коррупции соратника и друга Мамедьярова.
Уже тогда казалось, что это достаточный повод для отставки министра, но Мамедьярова остался. Все это говорит об упорном и сложном противостоянии в Баку.
Об этом свидетельствует и резонанс МИД Армении, который заявляет, что Ереван принимает нового министра к сведению, но не ассоциирует его с нынешним азербайджанским руководством. Более того, вопрос власти в Азербайджане для Еревана остается открытым. Об этом свидетельствует и ответ Анны Нагдалян российскому «Коммерсанту» о том, что сейчас не власти Азербайджана должны готовить народ к миру, а народ должен готовить к миру свое руководство. Иными словами, в Азербайджане нет власти, и надо сначала решить эту задачу. Это намек на то, что принуждение к миру в Тавуше является для народа Азербайджана шансом решить вопрос своей власти.
Как распорядится этим шансом азербайджанское общество, не ясно. Вероятность смены правящей системы невелика, но может измениться внутривластный расклад, что приведет к смене первого лица. Это уже дело общества Азербайджана и его руководства.
Вопрос в том, что если будет предпринята попытка «рестарта» отношений общества власти и Азербайджана за счет нагнетания ненависти к армянам и «стремления к победе», то после следующего удара уже в поветке будет вопрос существования самого Азербайджана. Причем, речь о международной повестке, поскольку армянофобия Баку давно уже стала источником урозы для международной безопасности.