Российские власти, от федеральных до региональных, не первое десятилетие ломают голову над вопросом: что делать с историко-архитектурными памятниками, которые дышат на ладан либо уже превратились в руины? По прогнозам Министерства культуры РФ, к 2018 году в хорошем состоянии будут только 30% объектов культурного наследия страны.
Для Нижнего Новгорода, как города с богатейшей историей, сохранение архитектурного наследия — проблема острейшая. Тем более сейчас, когда столица Приволжья приближается к своему 800-летию.
Огромные силы и средства вложены в реконструкцию усадьбы Рукавишниковых — Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника, и здания Арсенала. Восстановлена церковь Иоанна Предтечи. Проделана масштабная работа по приданию должного великолепия архитектурному ансамблю Нижегородского кремля.
Но все эти точечные удары не в состоянии пока решить проблему в целом. По оценкам экспертов, в Нижнем Новгороде не менее трети памятников архитектуры нуждаются в ремонте или капитальной реконструкции. Денег в нижегородской казне на это нет. Как нет их даже в богатой Европе, где большинство исторических зданий благополучно содержатся за счет частных собственников.
Частников пытаются привлечь и у нас —в основном путем продажи исторических лотов на аукционах.
Исторические лоты
До настоящего времени единственным верным способом сохранения памятников архитектуры, которые тяжким бременем лежат на муниципальных властях, остается их продажа с последующей реконструкцией и поддержанием в должном виде. Но эта схема работает только на более или менее ликвидных объектах, привлекательных своим состоянием, узнаваемостью, местом расположения.
Среди таковых в первую очередь вспоминается один из символов Нижнего Новгорода — знаменитый ночлежный дом Бугрова, расположенный под величественными стенами Кремля и ставший прототипом ночлежки в пьесе Горького «На дне».
В последние годы там располагалось Министерство социальной политики и культуры. Нижегородская интеллигенция предлагала разместить здесь культурно-туристический центр с музеем купечества — лучших интерьеров для этого в Нижнем Новгороде не найти. Но...
В аукционе, который состоялся 23 июля 2013 года, приняли участие семь претендентов. По ходу торгов стартовая цена (108 млн рублей) подскочила в полтора раза. В итоге объект ушел за 160,563 млн рублей.
Неменьший интерес вызвал и выставленный на торги в мае прошлого года особняк Кабачинского на Верхне-Волжской набережной, который является наиболее ярким примером нижегородской постройки, решенной в духе модерна с элементами неоклассицизма. В аукционе вновь приняло участие семь соискателей. Покупателем выступило нижегородское предприятие ООО «Алко», которое добавило к первоначальной цене (60,105 млн руб.) двадцать миллионов рублей.
В ноябре 2014 года состоялась еще одна резонансная продажа — дома, в котором «жил в людях» Алеша Пешков. Сам дом по адресу улица Горького, 47, буквально в двухстах метрах от монументального памятника «буревестнику революции», за более чем 130 лет практически не пострадал, чего не скажешь об окружающей культурно-исторической среде, за которую городские власти взялись в начале 2013-го. Причина банальна: ООО «РегионИнвест52», входящее в группу компаний «Столица Нижний», решило построить на «золотой» территории в центре Нижнего Новгорода жилой комплекс.
Под строительную площадку начали сносить ветхие здания по улице Ильинской, включая дом купчихи Гузеевой, за который градозащитники безрезультатно бились целый год. Потом под экскаватор пошла двухэтажка, стоявшая впритык к историческому строению и составлявшая с ним единый исторический ансамбль. Двухэтажка, к слову, входила в разработанную и согласованную с региональными органами охранную зону. Но юридически это не было закреплено.
В итоге здание, связанное с почитаемой во всем мире биографией Горького, осталось в полном одиночестве, лишившись исторической среды, и вскоре будет смахивать на этакое архаическое бельмо на фоне многоэтажных архитектурных «изысков» XXI века.
На торгах, по удивительному стечению обстоятельств, было вновь семь участников. В итоге дом и прилегающий земельный участок площадью 605 кв. м ушел Дмитрию Козлову, который подал заявку как физическое лицо. За 6 миллионов 933 тысячи рублей. Начальная цена так и не была превышена. Остальные соискатели полагали, что пойдет игра на понижение.
Кстати, игра на понижение — распространенная практика при продаже муниципальной собственности, в том числе исторической. Так, объект культурного наследия Красные казармы — два нежилых кирпичных здания на Нижне-Волжской набережной — был продан только с третьей попытки. Аукцион прошел с понижением стоимости с 216 млн до 107 млн рублей (минимальная цена).
Однако в Нижнем Новгороде предостаточно историко-архитектурных строений, которые не продашь и с десятой попытки. Зачастую это небольшие, скромные, порой не самые затейливые с виду, полуразрушенные особнячки. Менять первозданный облик, надстраивать-перестраивать, «облагораживать» их нельзя. Во что перепрофилировать — непонятно, учитывая их малую площадь, неудобную планировку или тот факт, что рядом иногда даже элементарной парковки не обустроить.
А главное — реконструкция таких строений обходится вдвое, если не втрое дороже постройки аналогичного новодела. При таких раскладах инвестора найти трудно.
Памятники по рублю
В апреле этого года Министерство культуры РФ решило внести свою лепту в сохранение исторических зданий, предложив сдавать их в аренду при стартовой цене аукциона в 1 рубль. Победителя обяжут восстановить объект в течение семи лет, после чего он будет вправе 49 лет распоряжаться им любым способом, предусмотренным действующим законодательством.
Как пояснили в министерстве, программа коснется около 3,8 тыс. аварийных культурных объектов, от которых зачастую остался только фундамент или часть стены. Проект планируется внести в Правительство Российской Федерации не позднее III квартала 2015 года.
При этом в Москве уже четвертый год действует аналогичная программа, согласно которой ветхие памятники архитектуры сдаются в аренду по рыночной ставке, определяемой на аукционе. После реставрации здание переходит инвестору в аренду на 49 лет за символическую плату в 1 рубль за 1 квадратный метр.
В мае 2014 года по этому пути решили пойти и нижегородские власти, хотя уже тогда эксперты говорили о том, что столичные чиновники разочарованы ходом реализации программы: за три года всего три отреставрированных особняка.
В Нижнем Новгороде в рамках проекта «1 рубль за «квадрат» предполагалось выставить на аукционы 17 ветхих и аварийных объектов по улицам Ильинская, Варварская, Грузинская, Студеная, Почтовый съезд, Славянская и Короленко.
Первой ласточкой должен был стать дом купца Котельникова 1872 года постройки, расположенный на улице Ильинской. Прошло несколько месяцев, а дом так и не выставили на торги. И. о. председателя комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Татьяна Терехина на заседании постоянной комиссии гордумы по развитию города, строительству и архитектуре 8 июня отметила, что основная сложность, которая «тормозит» подготовку всех необходимых документов, — отсутствие эскизного проекта реставрации дома, на который требуется не только время, но и средства.
По словам Татьяны Терехиной, «первые конкурсные процедуры в лучшем случае пройдут в конце 2015 года, в худшем — уже в 2016 году». «Такими темпами мы все памятники растеряем», — не скрывали раздражения депутаты.
Мнения экспертов
Марина Игнатушко, архитектурный критик
— Город должен выработать стратегию развития при сохранении исторической среды. Должны быть определены территории, где новостройкам не место. Ведь арендатор или инвестор будет чувствовать себя дураком, если ему достанется развалюха в исторической части. А рядом будут строиться особняки и дома, на которых застройщики зарабатывают кучу денег.
— Многие исторические здания трудно во что-то перепрофилировать...
— Вариантов использования старых домов предостаточно. Я постоянно привожу в пример норвежский город Ставангер. Там сохранили исторический центр, состоящий сплошь из деревянного жилья, заселив в дома студентов, благо рядом находятся вузы. Заселили под определенные обязательства по сохранению и поддержанию в должном виде старых строений. Теперь в этом историческом уголке постоянно проходят какие-то тусовки, книжные базары — кипит жизнь. По всей Европе в исторических зданиях обустраивают лавочки, кафе, магазины, музеи — создаются центры притяжения горожан. А у нас почему-то фантазии и желания не хватает.
Борис Горелик, генеральный директор ГК «Триумф», инвестор
— Сейчас многие эксперты, в том числе на уровне областной думы, уже говорят о том, что инвесторам аварийные памятники архитектуры нужно не в аренду за рубль сдавать, а отдавать в собственность даром, да еще при этом разного рода преференциями завлекать.
— Я уже много лет об этом говорю. Многие исторические памятники нужно раздавать бесплатно, а лучше еще и доплачивать. Покупать объект за условные 10 миллионов, а потом еще 25 вкладывать в ремонт — сомнительная бизнес-схема. Красивую вещь не только тяжело создать, но трудно восстановить и дорого содержать, поэтому инвесторам нужно создавать максимально выгодные условия.
Если говорить в целом, то десятилетия невнимания довели ситуацию с архитектурным наследием до ручки. Ниша запущена. Историческая среда, которой мог бы гордиться Нижний Новгород, во многом разрушена. Так дальше продолжаться не может. Необходимы интенсивные мероприятия по изменению нынешнего положения вещей. Городу скоро 800 лет, для масштабных проектов времени почти не остается.
Валерий Камальдинов, гендиректор ЗАО «Старый Нижний Новгород»
— Ситуацию необходимо исправлять и упорядочивать. Этим сейчас активно занимается Управление охраны объектов культурного наследия. У нас много исторических зданий, которые нужно хотя бы законсервировать, если пока нет возможности их капитально отремонтировать.
Что касается программы по передаче инвесторам ветхих и аварийных исторических зданий за символическую плату, то я двумя руками «за». Но в документах должны быть жестко прописаны сроки восстановления. Если инвестор в них не уложится, объект должен быть возвращен.
— И вы полагаете, инвесторы найдутся?
— Полагаю, найдутся. У нас достаточно разумных богатых людей. Разумеется, город и область им должны помочь — в подводке коммуникаций, в части льгот при оплате электроэнергии и тепла на период реконструкции зданий. Мы должны всем миром восстанавливать наши памятники, сохраняя уникальную красоту Нижнего Новгорода.