Игорь Эйдман: пандемия ударила по рейтингу Путина (ВИДЕО)
Согласно данным статистической страницы о распространении COVID-19 на портале Worldometer, а также информации портала gisanddata.maps.arcgis.com, где в режиме реального времени публикуются обновленные статистические данные Johns Hopkins University’s Center for Systems Science and Engineering (Johns Hopkins CSSE), США, Россия и Испания пока в тройке лидеров по количеству подтвержденных случаев заболевания COVID-19. Однако в отличие от США и стран Европы, где население активно информируют об обстановке и разными способами оказывают поддержку гражданам, в РФ совершенно противоположная ситуация.
По информации сайта стопкоронавирус.рф, по состоянию на утро 20 мая в России подтверждено 308 705 тыс. случаев заболеваемости COVID-19, выздоровело 85 392, количество летальных исходов составляет 2 972. Издания New York Times и Financial Times недавно опубликовали статьи, в которых речь шла о том, что в России занижают официальную информацию о смертности от COVID-19. Поэтому Роскомнадзор решил проверить New York Times и Financial Times по закону о фейках, а также обратился в компанию Google с требованием заблокировать такие публикации. Корреспонденту «Журналиста» по видеосвязи в Facebook удалось пообщаться с российским социологом и политологом Игорем Эйдманом.
Мы поинтересовались у него, почему в России сообщают неправдивую информацию о количестве заболевших и умерших от COVID-19, а также почему много случаев «списывают» на «внебольничную пневмонию».
«Те две статьи, которые были в международной прессе, я бы сказал, даже преуменьшают степень фальсификации информации об эпидемии коронавируса в России. В действительности реальность еще хуже. Истерика, которая была у российского МИДа по поводу этих статей, напомнила мне истерику советских властей, когда на Запад просачивались истинные цифры погибших, например, во время Голодомора или людей, которые сидели в ГУЛАГе, или жертв Чернобыльской катастрофы. Однако информация о реальной ситуации все-таки просачивается даже в заявлениях официальных российских политиков и властей и она не имеет ничего общего с официальными данными. Фальсификации статистики производятся по двум направлениям. Во-первых, сейчас в стране идет рост заболеваемости и смертности от так называемой внебольничной пневмонии. Что это такое, кроме врачей никто понять не может. Это некая пневмония, которой люди заболели не в больнице. Но так как эти цифры совершенно несопоставимы с теми, которые были в прошлые годы, то очевидно, что это связано с эпидемией (коронавируса, — ред.). В реальности, «внебольничная пневмония» больше чем в 90% случаев это синоним коронавируса. И смертей от внебольничной пневмонии в разных регионах России в десятки раз больше, чем от коронавируса. Например, в Дагестане – в 25 раз, в Петербурге – больше, чем в 10 раз. То есть, цифры, которые российские власти публикуют, и которые всерьез здесь, на Западе, освещают в СМИ, что в России низкая смертность от COVID, это чепуха. В действительности погибли десятки тысяч человек. И это власть тщательно скрывает, хотя до конца они это сделать не могут, потому что вылезает информация о так называемых внебольничных пневмониях. Но это не все. Часть больных, которые умирают реально от коронавируса, им записывают диагнозы, которые являются сопутствующими. То есть у человека было хроническое заболевание, коронавирус его обостряет и человек умирает. Эта ситуация напоминает один в один то, что было в ГУЛАГе в сталинские времена. Там было такое официальное письмо, объясняющее ГУЛАГовским властям, что людям нельзя ставить диагноз истощение, что было очень часто, а нужно указывать причиной смерти сопутствующую болезнь. То же самое происходит с коронавирусом. Вот эта ложь является преступлением. Потому что в результате недостоверных данных у людей, в том числе медиков складывается превратное впечатление о реальности. Соответственно они и ведут себя, веря в то, что невысокая смертность, что можно спокойно общаться друг с другом, устраивать мероприятия и прочее. В результате лживая статистика и является одной из причин такого роста. Это преступление, за которое российские власти, я думаю, еще ответят. Я надеюсь, что ответят перед судом, но, по крайне мере, перед судом потомков точно.
Источником этой лжи являются как федеральные власти, так и региональные. Но у федеральных и региональных властей разные задачи. Региональные власти больше всего боятся, что будут выглядеть перед федеральными, как самый плохой регион. У федеральных властей другая задача. Во-первых, они хотят пустить пыль в глаза населению, что в России справляются с проблемой лучше, чем на Западе. Этот месседж транслируют как внутри страны, так и в мире, чтобы укрепить репутацию путинского режима в мире.
Например, что делает рядовой немец? Он заходит на сайт, где сообщают свежую статистику по коронавирусу, и смотрит, условно, что в Италии, например, 15% смертность, во Франции, условно, 10%, а в России смертность от коронавируса составляет менее 1%. И немец думает: «Какой крутой Путин, не зря я ему симпатизирую». Никому же в голову здесь, в Германии, не придет, что это вранье. Они если и думают, что политики врут, то все же не до такой степени», — сказал наш собеседник.
Игорь Виленович сейчас проживает в Германии, поэтому мы спросили у него, насколько отличается ситуация касательно борьбы с коронавирусом и информированием населения там и в РФ.
«Конечно, везде есть свои недостатки. Но пока Германия проявляет себя, даже в сравнении с другими крупными европейскими странами, с позитивной стороны. Здесь довольно быстро эпидемию обуздали. Достаточно давно (больше месяца) число активных кейсов сокращается, то есть выздоравливающих больше, чем заболевших. Все благодаря здравой политике. Здесь было несложно получить помощь. Самозанятые люди, таких в Германии много, могли получить около 5 тыс. евро помощи во время кризиса в связи с этой ситуацией. Если человек потерял работу, он тут же получал пособие, которое довольно высокое. Такого, естественно, в России и близко нет. Это, во-первых. Во-вторых, здесь не было такой жуткой полицейщины. Никаких пропусков не было даже в пик эпидемии, не было запрета гулять в парках даже в пик эпидемии. Это никак не сказалось на увеличении количества заболевших. А для России привычна полицейщина. В России людей не пускают гулять по парку, но олигархические предприятия выгнали сотрудников на работу уже давно, потому что олигархам нужны деньги. В Германии такого нет. В пик пандемии предприятия были закрыты. Люди гулять в парках могли, а на работу не выходили. В России же все по-другому. Там властям наплевать на то, что люди вынуждены сидеть дома, не могут выйти и прогуляться в парке, поддержать свой иммунитет. При этом им важно, чтоб у какого-то Дерипаски (Олег Дерипаска — российский предприниматель, миллиардер, глава совета директоров компании «Русский алюминий» (2000—2007), президент компании «Сибирский алюминий» (1997—2001), гендиректор Саяногорского алюминиевого завода (1994—1997), — ред.) работал завод, например, по автомобилестроению «Группа ГАЗ». Еще важнее, чтобы работали предприятия «Газпрома», а еще важнее, чтобы работали предприятия «Роснефть». А там, кстати, массовые заражения. То же самое в Германии было и с церквями. Все храмы, мечети, синагоги были закрыты в пик эпидемии. Сейчас частично стали открываться для небольших групп людей. А в России в пик развития эпидемии перед Пасхой в Вербное воскресенье устраивали массовые мероприятия. То же самое было с украинской православной церковью московского патриархата. И в результате священники заболели и позаражали прихожан. В Германии такого не было. Но в России к этим клоунам в рясах другое отношение, нежели здесь. В Германии у них нет такого влияния ни политического, ни экономического. В России эта гундяевщина очень важна. И результат налицо: Германия демонстрирует уверенный выход из эпидемии, а Россия наоборот демонстрирует развитие эпидемии», — объяснил Игорь Эйдман.
Поскольку сейчас Россия на 2-м месте (после США) в мировом рейтинге по количеству больных COVID-19, мы поинтересовались мнением социолога, насколько российская система здравоохранения была готова к такому вызову и удается ли справляться с проблемой COVID-19.
«У меня много друзей и родственников, которые в России работают врачами. Они оценивают ситуацию как очень тяжелую. Система здравоохранения была подвергнута жестокой вивисекции в виде так называемой путинской реформы. В результате было сокращено много врачей, были закрыты некоторые больницы и поликлиники. В значительной степени из-за этого система здравоохранения РФ оказалась не готовой к такой эпидемии. Очень много погибших врачей (из-за коронавируса, — ред.), совершенно беспрецедентное число. У врачей в России не хватает средств индивидуальной защиты, а больным не хватает лекарств. Сами знаете, какое было безобразие с аппаратами ИВЛ местного производства. Я считаю, что ситуация очень тяжелая, так же считают мои знакомые российские врачи», — сообщил Игорь Эйдман.
В сети российских источников есть достаточно много информации, которая убеждает, что COVID-19 якобы создан людьми и является одним из видов оружия НАТО, или же, что это идея Пентагона. Такие источники убеждают в том, что в распространении коронавируса будто заинтересованы мировые элиты, а целью пандемии является новый мировой порядок, основанный на тирании. Мы спросили у Игоря Эйдмана, какая цель такой активной работы по дезинформации общества, и кому это выгодно.
«Причина совершенно простая. Для российской аудитории это делают, чтобы отвлечь ее от собственного тяжелого материального положения, от полицейщины, которая процветает в России, от мысли, что власть не помогает населению, от плачевной ситуации в медицине. Поэтому они и запускают все эти безумные слухи о чипировании, о Билле Гейтсе. Обсуждая это, народ отвлекается от собственных проблем. Кроме того, авторы такой информации работают и на западную аудиторию. В Европе, в Германии есть определенное число людей с конспирологическим сознанием. Они не верят местным СМИ, а верят только в заговоры. Чтобы они во что-то поверили, им нужно, чтобы какой-нибудь российский тролль «нашептал» им на ухо, что во всем виноват Билл Гейтс, или Сорос, или Рокфеллер. На эту аудиторию российские власти давно и плотно работают. Люди, которые в это верят, сейчас в Берлине устраивают митинги. Все это нужно для дестабилизации ситуации на Западе, в Евросоюзе. Таким образом, прогоняя в сети, в СМИ эти бредовые конспирологические версии, российские власти убивают сразу двух зайцев: пудрят мозги местным россиянам, чтобы отвлечь от реальных проблем, и западной аудитории, чтобы натравить ее на местные власти», — объяснил социолог.
Так же, как и многие международные эксперты, он подчеркнул, что, судя по той информации, которая приходит из России, ситуация с пандемией коронавируса ударила по рейтингу Путина.
«Путин сам в этом виноват. Он повел себя беспомощно в этой ситуации, спрятался где-то в резиденции, в бункере. Единственное, что он делает, это периодически выступает и пытается перевести стрелки на губернаторов и снять с себя ответственность. И российскому населению это не очень нравится, потому что Путин «продавал» себя населению, как сильная рука, которая в случае чего должна людей защитить. И вот мы видим, что эта «сильная» рука оказалась слабой, трясущейся ручкой диктатора, который спрятался, дистанционно выступает и несет какую-то ахинею про половцев и печенегов, Джека Лондона и спартанцев. От него ждут серьезных решений, которые помогли бы населению справиться с ситуацией, а он болтает о том, что имеет мало отношения к реальности. Естественно, что населению это не нравится, что сказывается на рейтинге Путина. Насколько это фатально, я не знаю. Но пока у меня складывается ощущение, что его рейтинг пошатнулся», — подчеркнул социолог.
В завершение беседы мы спросили у Игоря Виленовича, в связи со сложившейся в России ситуацией и падением рейтинга Путина, смогут ли оппозиционные силы как-то аккумулировать свои силы, если такие в России сейчас есть.
«В России оппозиционеры есть, конечно, их мало, но они есть. В этой ситуации, да, они пытаются проявить себя. Навальный очень активен. Он предложил логичные меры по поддержке населения, которые почему-то Путин не реализует. Оппозиционеры пытаются использовать эту ситуацию, в хорошем смысле этого слова, чтобы продемонстрировать альтернативу этой бессильной, трусливой и лживой политике властей. Партия «Яблоко» пытается себя проявить. Хотя, мне кажется, что лучшие ее времена уже прошли, несмотря на наличие там ряда симпатичных мне фигур, например, Льва Шлосберга, Бориса Вишневского. А вот Навальный, мне кажется, сможет использовать эту ситуацию для поддержки своего движения, рейтинга и политических перспектив», — сказал в завершение политолог.