ЧП: Почему погибла рыба?
«Во всем виновата водоочистная станция Tukuma Udens!» — заявила вчера в беседе с «Вести Сегодня» генеральный директор Государственной службы окружающей среды Латвии Инга Колегова, комментируя ситуацию в Шлокенбекском озере, где погибло порядка 4 тонн рыбы.
История вопроса
На северо-западе Земгале протекает река Слоцене, которую рыбаки ласково называют Слоценкой. Ее длина 44 км и впадает она в озеро Каниерис. С возведением ГЭС возле местечка Милзкалне появилось Шлокенбекское озеро. Именно здесь и произошла массовая гибель рыбы.
Виновными сразу записали два производственных преприятия — Tukuma piens и Puratos Latvia. Именно они «поставляют» в Слоцене производственные воды. Однако не напрямую, а через очистные сооружения в Тукумсе. Завод Tukuma piens делает это через трубу, а Puratos Latvia завозит грязную воду в специальных бочках. После чего очистные сооружения Tukumа Udens обязаны нейтрализовать все опасные примесы и выпустить в речку уже чистую воду. Вот тут-то и произошла осечка.
Очистные сооружения попросту не справились со своей задачей, а в итоге в Слоцене, а значит и в Шлокенбекское озеро попали ядовитые отходы производства, которые и вызвали массовую гибель рыбы. То есть, вопреки звучащим в эти дни обвинениям, сами заводы вовсе ни в чем не виноваты, а стали жертвами недобросовестных работников очистных сооружений.
Катастрофа на местном уровне
У нас очень любят катастрофы. Чем глобальнее, тем лучше. Произошедшее в Шлокенбекском озере уже назвали латвийской катастрофой. Однако гендиректор Госслужбы окружающей среды Инга Колегова считает иначе. Если это и катастрофа, то максимум местного значения. Более того, сегодня уже очевидно, что никаких особых последствий происшествие не вызвало.
В первую очередь пострадала самая чувствительная рыбешка, которая всегда в первую очередь откликается на недостаток кислорода. Больше всего погибло леща (75%) и плотвы (15%). А вот щуки погибло всего 2%.
— В любом случае, основная масса как ни в чем не бывало продолжает плавать в озере. Причем на самых разных уровнях. Чему свидетели появившиеся с удочками рыбаки, которые снова появились на берегу. Отмечу, что речка Слоцене дальше течет в другие озера — Валгума, Каниерис. Но там загрязнений зафиксировано не было. И хотя еще не готовы результаты лабораторных анализов, но визуально все в порядке. Что доказали и экстресс-анализы. Во всяком случае, рыба сейчас точно не гибнет. ЧП произошло строго в Шлокенбекском озере. То есть это была, повторяю, локальная беда, которая не вышла за его масштабы. Ни о какой «мертвой зоне», как пишут, не может быть и речи.
Что впереди?
Как выяснила «Вести Сегодня» у специалистов, экологическая обстановка в районе Шлокенбекского озера сегодня действительно совершенно нормальная. Очистные сооружения получили дополнительное оборудование, включая 3 мощных компрессора. Самое главное, что не были затронуты глубинные воды. А это значит, что за несколько месяцев течение попросту унесет все вредные примеси, растворенные в водоеме. К тому же объем озера достаточно большой, чтобы резко уменьшить концентрация ядов. Важно, что вовремя были предприняты меры по обогащение воды кислородом с помощью особого аппарата, что предотвратило дальнейшую гибель самой чувствительной рыбы.
Самые чистые
Инга Колегова признала, что Госслужбы окружающей среды не мониторит состояние латвийских озер. А все потому, что сегодня у данной структуры попросту нет такой функции. Инспекторы службы лишь откликаются на сообщения с мест. Работает и бесплатный телефон для анономных сообщений (80000828), по которому можно рассказать о тех или иных вопиющих случаях.
По словам гендиректора ГСОС, немало полезной информации содержится на сайте ezeri.lv, где размещаются статьи специалистов, изучающих водные ресурсы нашей республики. Там уже появилось сообщение, что уровень кислорода в Шлокенбекском озере стабилизировался. А значит, никто впредь не должен погибнуть. В общем, Латвию явно пронесло.