Развилки налоговой реформы нефтяной отрасли
Действующая налоговая система в нефтянке в силу ориентации на налогообложение валовых доходов не имеет достаточной гибкости для решения этих задач. Проблема разработки низкорентабельных месторождений решалась до сих пор путем предоставления многочисленных налоговых льгот, привязанных к различным геолого-технологическим или географическим показателям. В результате доля льготируемой нефти в России составляет 27% от общей добычи, а проблемы отрасли решаются не системно, в ручном режиме, говорится в исследовании.
Проект по введению налога на финансовый результат (НФР), по мнению экспертов VYGON Consulting, в существующем варианте не является системным решением, а фактически является новой льготой для отдельных проектов, также как и предлагаемая сегодня модификация законопроекта 1998 г. о налоге на дополнительный доход от добычи углеводородов (НДД).
При этом суммарная ставка налогообложения прибыли в законе о НФР равна 80% с аплифтом 40% и создает чрезмерные стимулы к переинвестированию. В законопроекте НДД этот отрицательный эффект создает значительная разница между максимальной и минимальной ставками налога (70%).
Существует значительная вариативность как параметров будущей налоговой системы, так и возможных траекторий движения к ней, в том числе введения НДД и НФР, отмечают авторы исследования, предлагая свое видение основных развилок налогового реформирования.
При этом, учитывая, что НДД предназначен для налогообложения новых проектов, НФР целесообразно использовать только для браунфилдов. Таким образом, НДД возможно использовать для новых месторождений с сохранением некоторой ставки НДПИ, которая будет увеличиваться по мере снижения таможенной пошлины.
Помимо этого, эксперты отдельно останавливаются на проблемах классификации запасов и согласования проектных документов, которые опираются на технологические критерии и не учитывают экономику. В результате фактическая добыча оказывается значительно ниже проектной: в 2013-2014 гг. разница превышает 20%, а проектный и фактический фонды новых эксплуатационных скважин различаются почти в 2 раза.
На решение этой проблемы направлены "Методические рекомендации по экономическому обоснованию извлекаемых запасов месторождений УВС", разрабатываемые рабочей группой при ГКЗ РФ, для вступающей в силу с 2016 г. классификации запасов УВС.
Ее применение позволит приблизить проектные документы к реальным инвестиционным решениям пользователей недр, а прогнозные уровни добычи УВС – к фактическим. В рамках методических рекомендаций предусматривается возможность оценки изменения рентабельно извлекаемых запасов при разных мерах налогового стимулирования и господдержки.
Оптимальная конфигурация налоговой реформы до 2035 г., по мнению авторов исследования VYGON Consulting, может состоять из пяти этапов.
1. Введение с 2017 г. доработанного проекта НФР (с пониженной ставкой по сравнению с предлагаемой в законопроекте ХМАО) для пилотных проектов с сохранением небольшой ставки НДПИ и таможенной пошлины. В качестве пилотных проектов должны выступать только браунфилды.
2. Введение с 2017 г. НДД для части новых месторождений (например, в качестве замены методики предоставления льготной экспортной пошлины для гринфилдов и для пилотных проектов).
3. Продолжение налогового маневра в период 2017-2022 гг., в рамках которого должны быть достигнуты целевые значения таможенной пошлины и НДПИ на нефть.
4. Введение дополнительных налоговых стимулов в рамках ДНС – вычетов затрат на геологоразведочные работы из налога на прибыль с 2016 г. (вопрос уже проработан, получена поддержка правительства РФ) и вычетов затрат на применение высокотехнологичных методов добычи нефти из налога на прибыль с 2017 г. (потребуется анализ эффективности соответствующих методов, утверждение их перечня на уровне правительства РФ).
5. Введение с 2022 г. НДД для всех новых месторождений и расширение периметра применения НФР.