Живая вода
Живая вода бывает только в сказках, все эти источники молодости и здоровья – плод народной фантазии. Если вы так думаете, значит вы абсолютно здоровы. Поздравляем! И вам никогда не требовалась медицинская помощь. И вы понятия не имеете, на какие чудеса способны разные источники. Например, аржааны Тувы.
На прошлой неделе в Кызыле и на базе отдыха «Силбир» состоялась II Международная научно-практическая конференция по аржаанам Тувы «Курортная база и природные лечебно-оздоровительные местности Тувы и сопредельных регионов: опыт и перспективы использования в целях профилактики заболеваний, лечения и реабилитации больных».
Ученые, исследователи, монахи, военные
Да, все вышеперечисленное в заголовке – это состав участников конференции. Конечно, такие ученые, как жюльверновские Паганель или кузен Бенедикт, в жизни если и бывают, то очень редко. Но когда один из участников конференции прошелся по дорожке на базе отдыха от столовой до жилого корпуса, а потом громогласно объявил, что он насчитал пять видов полыни, начинаешь сомневаться в этом – «редко».
Можно удивляться тому, как известный лама-врач из Монголии ходит, не привлекая к себе особенного внимания. В Монголии, говорят, к нему трудно попасть, а здесь он – просто один из участников конференции.
А вот присутствие военных врачей не удивительно. Ну, как-то так получилось, что нас уже не удивляют военные на улицах Кызыла, и то, что здесь будет размещаться мотострелковая горная бригада.
Вот ученые, судя по фамилиям – буряты. Они из Бурятии? Как сказать. Зимой – москвичи, а летом – да, из Бурятии. В общем-то тоже не удивительно, это серьезные ученые, которые работают в крупных научно-исследовательских институтах. А летом – как полагается – полевые работы.
Еще было много ученых из Киргизии и Монголии. Широко представлена Сибирь: Томск, Бурятия, Хакасия, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Камчатка… Российские ученые, которые работают в институтах Европы и Америки.
Одним словом, состав участников разнообразный и очень представительный.
Хотя Анатолий Лехатинов (доктор геолого-минералогических наук, лауреат Государственной премии России в области науки и техники, Заслуженный деятель науки России и Республики Бурятия) был не вполне удовлетворен – мало фундаментальных исследований, в основном прикладные. Но цель конференция действительно была «прикладная»: опыт и перспективы использования курортной базы и природных лечебно-оздоровительных местностей.
Организаторы и военные
Организаторов конференции много. На целой страничке едва умещаются названия организаций, учреждений, правительственных органов. Начиная, собственно, с Правительства Республики Тыва, заканчивая Ховдинским государственным университетом Монголии.
На самом деле главный организатор – одна женщина, о которой мы уже не раз писали, ведущий аржаанолог Тувы - Кара-Кыс Донгаковна Аракчаа, кандидат наук, доцент, ученый секретарь НИИ медико-социальных проблем и управления Республики Тыва.
Такую серьезную и представительную конференцию она проводит уже второй раз.
Но в прошлый раз не было доклада главного курортолога и физиотерапевта Минобороны России Геннадия Пономаренко. А сейчас был. Сегодня Минобороны обладает наибольшим среди всех ведомств парком санаторно-курортных организаций – 58. В год они обслуживают около 200 тысяч человек, прикрепленный контингент составляет 7 млн. человек. В целях развития санаторно-курортного направления Минобороны готово открывать и осваивать новые формы, новые территории. В качестве одной из них рассматривается и Тува.
Дус-Холь под угрозой!
Озеро действительно под угрозой. Существует и угроза его исчезновения, и угроза исчезновения его лекарственных свойств.
Об этом тоже уже не раз говорили. Но пока серьезных мер никто не предпринимает. Впрочем, об этом лучше самих ученых никто не скажет.
Вот из доклада «Бальнеологические свойства и экологические проблемы озер Дус-Холь и Хадын», который подготовила группа исследователей: О. Кальная, О. Аюнова, В. Забелин, и другие.
«В настоящее время озера Хадын и Дус-Холь испытывают огромную антропогенную нагрузку, связанную преимущественно с неорганизованным посещением отдыхающих. В результате этого происходит:
- массовое загрязнение берегов и акватории озер бытовым мусором;
- загрязнение воды и прибрежной полосы ГСМ;
- нарушение среды обитания фауны и флоры, в том числе гнездований птиц;
- мощная шумовая нагрузка на гнездовья в дни наплыва отдыхающих;
- беспокойство птиц на гнездах и прямое уничтожение кладок и нелетающих птенцов водоплавающих отдыхающими, пасущимся на берегу скотом, собаками и огнем при выжигании тростников.
Кроме этого в пределах озера разрешена охота на пернатую дичь, что является нонсенсом для особо охраняемых природных территорий, в частности памятников природы».
Разумеется, в докладе даны и рекомендации по сохранению озера. Так что все в порядке? Почти. Просто практически то же самое звучало и два года назад, на предыдущей конференции. Очевидно, за это время проблема не решена.
Больше того, сейчас на Дус-Холе еще больше разных санаториев, и некоторые здания стоят очень близко к берегу.
Доклад без схем и графиков
Большинство докладов на научной конференции, разумеется, носили научный характер. Много схем и графиков, прослеживаются полезные свойства, химический состав целебных вод и многое другое.
Как правило, самим больным это не всегда бывает понятно. Для них главное – помогают ли лечебные процедуры или нет. А они ведь действительно помогают, и это знали еще в древности. Шершин-эмчи из буддийского храма Цеченлинг рассказал об эффективности тувино-тибетской медицины. Ее развитие началось в 18 веке. Главными культурными и образовательными центрами в то время, как и в средневековой Европе, были монастыри. В пятнадцати из них существовали врачебные факультеты. Индийское и тибетское сырье для лекарств было труднодоступным, и тувинские эмчи-ламы изучали местную флору, применяли новые травы для замены компонентов тибетской фармакопеи.
И в первые годы ТНР тувино-тибетская медицина была основой системы здравоохранения. С 1922 по 1926 годы при правительстве ТНР лекарями были буддийские ламы. В 1926 году в больнице были два отделения – европейское и тибетское.
И после печальных событий 30-х годов прошлого века тувино-тибетская медицина еще продолжала существовать. С 1946 по 1960 год в местечке Кызыл-Чыраа, недалеко от Чадана, действовала молитвенная юрта. В ней не только молились, но и оказывали врачебную помощь нуждающимся.
Свой доклад Шершин-эмчи завершил словами: «Как показал опыт, тувино-тибетская медицина не является антиподом современной традиционной медицине, а наоборот, она является одним из вспомогательных методов в профилактике и лечении многих заболеваний»
О духах предков и о землетрясениях
Анатолий Михайлович Лехатинов, доктор геолого-минералогических наук, один из основателей научного поиска на стыке геологии, геоморфологии, геоботаники.
Доклад на конференции – о курортах Бурятии. Но пока готовились к поездке на аржаан Уургайлыг (его еще называют Арголиком) разговорились на разные темы. Как геологу, ему задали достаточно актуальный для Тувы вопрос насчет землетрясений.
Оказывается, для Тувы это нормально. Тува находится на стыке больших геологических платформ. Да, от этого бывают землетрясения, но и целебная сила аржаанов – тоже именно от этого. Больше того, он считает, что и человечество появилось и смогло развиваться как раз на этих стыках.
В общем – энергия земли и в научном, и в мифологическом смысле помогла появиться человеку, а потом и распространиться по всему миру. Кстати, в легендах турок говорится о волшебной горе с пятиконечной звездой на вершине на родине их предков… Кто был в Монгун-Тайге, ее вспомнит.
И поэтому как-то естественно в программу научной конференции вплелась церемония освящения источника, который провели на Уургайлыге. Уважительное отношение к источнику, уважительно отношение к предкам: это все – Тува.
Молитвы ламы, обряд сан-салыр. Сначала ученые просто наблюдали за церемонией, но постепенно стали входить в ритм песнопений. Вот уже некоторые молитвенно сложили руки, потом – остальные. Да, это – Тува, родина многих народов и место, где текут целебные аржааны – сказочная живая вода.
И.