Железный Феликс вернется на Лубянку?
В четверг Мосгоризбирком разрешил КПРФ провести референдум о восстановлении памятника Дзержинскому на Лубянской площади и зарегистрировал инициативную группу.
Коммунисты добивались этого пять лет. За референдум проголосовали восемь членов комиссии из четырнадцати.
"Большинством голосов принято решение о регистрации. Я поддержу решение о регистрации инициативной группы, и пусть москвичи решают", - заявил председатель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов.
А днем ранее, в среду Мосгордума 21 голосом против 10 поддержала предложенное коммунистами постановление о проведении референдума о возможности возвращения памятника на его прежнее место.
"Зарегистрировали инициативную группу. Еще немного правок в него внесут, но решение уже не изменится, оно окончательно. Будет зарегистрирована инициативная группа по памятнику Дзержинскому. Теперь в течение, по-моему, 15 дней должны зарегистрировать избирательный счет и начать сбор подписей. За 28 дней надо будет собрать 146 тысяч подписей", - сообщила пресс-секретарь фракции КПРФ в Мосгордуме Екатерина Домогатская.
"Наконец в Москве можно провести референдум, инициированный не властями. Конечно, предстоит тяжелая работа. За 30 дней надо будет собрать более 146 тысяч подписей. День голосования будет не раньше сентября. Неслучайно нам в июне, в летний период, в период отпусков согласовывают этот референдум. В другое время года нам бы вряд ли кто его согласовал", - сказал радиостанции "Говорит Москва" председатель фракции КПРФ в Мосгордуме и инициатор референдума Андрей Клычков.
Если москвичи проголосуют за возвращение монумента, и референдум будет признан властями состоявшимся, памятник Дзержинскому, находящийся сейчас в парке искусств "Музеон" (на фото), вернут на прежнее место.
Правда, для этого придется построить новый постамент.
Некоторые наблюдатели выражаются опасения, что восстановление монумента спровоцирует раскол в обществе.
"Однако референдум таки будет, - написал у себя в Фейсбуке политолог Павел Святенков. - Ну что ж, хороший повод для перезапуска оппозиции как таковой. Раз уж режим сошел с ума и решил, как выражался Маугли, "подёргать смерть за усы"...".
Впрочем, это сгущение красок. Не случится никакого перезапуска и прочих рисуемых воображением неприятностей.
Образ Дзержинского в народном сознании давно уже связывается не столько с "красным террором", сколько с карающим мечом государства и борьбой за справедливость, что особенно актуально на фоне текущих событий у нас и в мире.
Если открыть по этому поводу фотохронику 1991 года и посмотреть, как разгоряченные "ебелдосы" (сокращение от "Ельцин - Белый дом - свобода!" - клич либералов в ту пору) сносили памятник, то можно обнаружить разительное сходство со сносом памятника Ленина в Киеве во время майдана - те же обезьяньи ухватки, пинание головы лежащей статуи ногами, исписанный потоком сознания постамент, несколько человек с флагами наверху.
Однако был ли лично Феликс инициатором террора, или насилие шло с обеих сторон?
Увы, зверствовали и красные, и белые. А вот советские спецслужбы он создал. И с беспризорничеством боролся.
Пелена ненависти ко всему советскому быстро спала, когда рухнула страна, и стало распадаться русское общество. Тут-то и дошла до многих важность слов про "чистые руки и горячее сердце", особенно на скорбном фоне новых властей, считавших патриотизм ругательством и не желавших защищать национальные интересы.
Окончательно процесс завершился в нулевые годы, когда "путинские гэбисты", придя к власти, стали собирать разваленную страну.
Грязь из прошлого, старательно налепленная на современные спецслужбы, отвалилась. Появилась идея вернуть Феликса на Лубянку, продвигаемая коммунистами. Характерно, что ни сам Путин, ни его соратники – выходцы из органов никогда публично не призывали восстановить монумент.
Дзержинский и в народном сознании, и в русской истории остается не Троцким, не Землячкой, не убийцей и русофобом, а символом сильного государства, у которого не больно-то забалуешь.
Пресс-секретарь российского Президента Дмитрий Песков рассказал журналистам, что в Кремле знают об инициативе московских властей провести референдум по вопросу возвращения на Лубянскую площадь памятнику Дзержинскому, но эту тему не комментируют.
"Из сообщений СМИ известно. Мосгордума реализует свои полномочия, в остальном я не могу это комментировать", - сказал Песков.
Он добавил, что не знает, как Путин относится к Дзержинскому. "Насколько я знаю, он публично об этом не говорил".
Кинорежиссер Никита Михалков, в отличие от коммунистов, считает, что на Лубянской площади на месте памятника Феликсу Дзержинскому должен стоять памятник государственному деятелю и реформатору времен Российской империи Петру Столыпину.
"Лубянская площадь - идеальное место для памятника Столыпину", - заявил Михалков журналистам в ответ на вопрос о его отношении к возможному возвращению памятника Дзержинскому на прежнее место.
"Сейчас этот вопрос слишком политизировали, да и задан он провокационно, - рассуждает Михалков. - Что значит, надо ли возвращать памятник? Если да - то получается, мы возвращаем ВЧК - КГБ?" - цитирует его Интерфакс.
Однако он уверен, что в центре Лубянской площади обязательно должен стоять хоть какой-то памятник.
"Там непременно должен быть памятник. Лучше всего Столыпину, но можно и кому-то другому. Я не знаю - Дзержинскому или кому-то еще, но памятник там быть должен, это место для памятника".
В целом же если памятник Железному Феликсу вернется, то не потому что общество так уж сильно любит Дзержинского, а потому, что испытывает стойкое отвращение к либералам и их поведению в последние полтора года, когда все маски были сброшены и цели открыты.
Александр Романов