Не рублем единым...
С таким запросом обратился ко мне предприниматель на одном из личных приемов. Тогда я подумала, что такой подход — это скорее исключение, чем правило. Но все больше и больше людей сегодня начинают свой бизнес-путь с одной лишь надеждой — на получение государственной поддержки.
Это часто приводит в бизнес людей, к нему неспособных. Множит истории банкротств и разорений, порождает иждивенческие настроения. Слабеет предпринимательская жилка, утрачивается способность к выживаемости, понижается сопротивляемость к экономическим недугам. В этом смысле первое поколение свободных российских предпринимателей, начинавших свое дело в «лихие девяностые», переживших рэкет «малиновых пиджаков» и другие прелести начального периода, обрело ту самую закалку, которую может дать только «школа жизни». Это поколение, по моим наблюдениям, отличает более рациональное и адекватное отношение к государственной поддержке: как к приятному дополнению, а не спасательному кругу.
Но сегодня реальность такова, что помощь от государства бизнесу действительно нужна. Правда, получить ее могут сотни компаний, а нужна она десяткам тысяч. В этом смысле правильно раздавая рыбу, не забывать об удочках. То есть о создании условий, при которых предприниматели сами могли бы достигать своих целей. И тут первично — отношение. Настроенность, нацеленность власти и бизнеса на взаимный уважительный диалог, взаимный учет интересов, понимание взаимосообщаемости.
А с отношением сегодня — неважно. За примерами дальше областного центра даже ходить не надо. С начала года ко мне поступают обращения от предпринимателей, написанные как под копирку: у всех отказы в предоставлении земельных участков под размещение нестационарных объектов, и единственным обоснованием отказа обозначается «решение Совместной комиссии». Предприниматели, конечно, в недоумении, если не сказать в шоке. Они уже не первый год работают на данных местах. В схеме размещения их нестационарные объекты присутствуют. Всегда вопросы согласования проходили без проблем. А тут отказы. Да еще без пояснения причин. Только ссылка на решение Совместной комиссии. Некоторые пытались самостоятельно выяснить причину такого решения, чтобы попытаться устранить нарушения, если они вообще были. В итоге пришли ко мне. Для защиты прав этих предпринимателей мы обратились в арбитражный суд для признания данных отказов необоснованными. Наше заявление было удовлетворено. Земельные участки нашим заявителям предоставлены. Но никто так и не узнал, почему и зачем нужно было безосновательно препятствовать и мотать нервы предпринимателям. На все процедуры доказывания правоты было потрачено много сил и времени, которым, безусловно, нашлось бы более достойное и полезное для бизнеса применение. Впрочем, и должностные лица тоже могли бы повысить коэффициент своего полезного действия.
Вообще говоря, и создание нашего института уполномоченного тоже можно расценивать как своеобразную меру «нефинансовой» поддержки предпринимательства, инструмент настраивания правильного отношения к бизнесу. Внедренный для защиты их законных прав и интересов, а также формирования уверенности, в том, что бизнес не станет легкой жертвой чиновничьего произвола. Бизнес прежде всего микро- и малый.
Сегодня позаботиться о бизнесе — дело чести. Многочисленные отделы, советы, ведомства и министерства окружают его своей заботой и вниманием. А бизнес все никак не растет и не множится. Более того, вянет и гибнет. Должны взойти самые сильные семена. Но и их легко загубить неправильным отношением.
Кстати, сколько бы мне ни попадалось на глаза различных социологических опросов, в топе пожеланий предпринимателей никогда не встречала запроса на увеличение объемов господдержки. Длинные и дешевые деньги — да. Снижение административного давления — да. Определенность экономической политики — да. Если эти три заветных желания сбудутся, то надобность в господдержке отпадет за ненадобностью. Уж простите за тавтологию.