ИГ все ближе: исламские фанатики готовят вторжение в Россию
В четверг, 25 июня московские коммунальщики обнаружили в дренажном колодце Химкинской плотины сумку, наполненную взрывчаткой.
Вскоре после обнаружения опасной находки в СМИ прозвучала версия, что взрывчатка могла принадлежать группе украинских диверсантов, готовивших подрыв гидротехнического сооружения или теракт на территории российской столицы. Впрочем доказательств у этой гипотезы пока никаких: правоохранители признали, что шансов установить личности хозяев сумки не так уж много. Колодец находился за пределами поля зрения камер видеонаблюдения, а устроить возле схрона засаду после того, как информация просочилась в прессу, уже невозможно.
Более убедительным эксперты назвали предположение, что взрывчатку спрятали для хранения представители одной из исламских террористических групп, члены которых орудуют на территории РФ.
Террористическая гидра
23 июня этого года крупнейшее международное террористическое движение - «Исламское государство» (ИГ) фактически объявило России войну: пресс-секретарь исламистов Абу Мухаммад аль-Аднани опубликовал в Сети заявление о создании филиала – в терминологии джихадистов, «вилаята» – на территории Северного Кавказа.
Формально ближневосточные исламисты объявили Россию своим врагом еще в позапрошлом году: предлогом стала активная помощь Москвы сирийскому президенту Башару Асаду, войска которого уже 4 года сражаются с исламистами-наемниками со всего мира. Тем не менее, именно учреждение «Вилаята Кавказ», по мнению некоторых экспертов, является непосредственной подготовкой к началу боевых действий на территории России.
Обозреватели отмечают, что долгое время Северный Кавказ был вотчиной другого террористического движения - «Имарат Кавказ» (ИК), который является сателлитом «Аль-Каиды». Однако, как и в других странах, «старые» террористы из «Аль-Каиды» проиграли внутривидовую борьбу более молодым собратьям, исповедующим стратегию запредельной жестокости в насаждении радикального ислама.
Причин поражения «Имарата Кавказ» эксперты называют как минимум две: с одной стороны, он находился под жестким давлением ФСБ, сотрудники которой устроили настоящую охоту за лидерами и боевиками организации; с другой – не смог предложить боевикам нового, интересного для них формата войны против РФ.
В апреле текущего года российские спецслужбы ликвидировали лидера «Имарата Кавказ», Алиасхаба Кебекова. Эта операция, по мнению некоторых специалистов, и вбила последний гвоздь в крышку гроба организации, которая с осени 2014 года находилась в состоянии системного кризиса. Именно тогда один из влиятельных лидеров бандподполья, амир Ауховского джамаата Хасавюртовского сектора Сулейман Зайланабидов, принес присягу на верность ИГ.
Этот демарш положил начало целой серии дезертирств. За минувшую зиму и весну шестеро влиятельных лидеров северокавказского бандподподполья перебежали на сторону ИГ.
Впрочем, главной причиной массового перехода боевиков под крыло «Исламского государства» стала не угроза со стороны российских спецслужб, а отсутствие внятной повестки у движения «Имарат Кавказ» и скудные ресурсы организации. Кебеков пытался проводить непопулярный среди боевиков курс, требуя избегать жертв среди местного населения в ходе терактов на Северном Кавказе, не одобрял использование смертников. В результате ИК стал выглядеть бледно на фоне других террористических движений.
Лидеры же «Исламского государства», в отличие от бывшего руководителя «Имарата», напротив, делают ставку на показное насилие и массовые казни. Именно это практически сразу сделало их топовыми ньюсмейкирами мирового масштаба, а возможность безнаказанно убивать и мучить привлекает под черные знамена садистов со всего мира. Немало популярности ИГ добавила и открытая торговля секс-рабынями: тысячи фанатиков устремились в отряды организации в надежде обзавестись собственным гаремом.
Информационная война
Обозреватели отмечают, что ИГ сумело вывести на новый уровень информационное сопровождение террористической деятельности. Боевые действия снимаются на экшен-камеры, после чего записи подвергаются профессиональной обработке, а съемки публичных казней и вовсе напоминают голливудские триллеры. Ролики, демонстрирующие сожжение людей в клетках, привлечение к массовым казням детей и прочие сцены трансцендентной жестокости, набирают в Сети сотни тысяч просмотров, несмотря на то, что администрация YouTube систематически удаляет их через час-другой после публикации.
О росте популярности «Исламского государства» свидетельствует целая серия недавних побегов молодых россиянок. Наиболее громкой стала история принудительного возвращения в Москву 19-летней студентки МГУ Варвары Карауловой; позже по ее стопам последовали десятиклассница Яна Петрова, которую сумели задержать спецслужбы, и 19-летняя студентка РАНХиГС Мариам Исмаилова, которой, по данным правоохранителей, удалось-таки добраться до террористического отряда в Сирии.
Представители Совета Федерации сегодня выступили с предложением организовать при Сенате «Родительский комитет против ИГ». Тем не менее, известно, что пока россияне не до конца осознают опасность нового террористического движения. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ). Отвечая на вопрос, кто является главным врагом российского общества, культуры и ценностей, большинство респондентов назвали США и американского президента Барака Обаму. На второе место граждане поставили Европу, а третья позиция антирейтинга досталась Украине. В исламских террористах увидели основную угрозу лишь 3% опрошенных.
Они уже здесь
Между тем боевики, успевшие повоевать под знаменами ИГ, уже начали возвращаться в Россию. Об этом журналистам сообщил заместитель секретаря Совета безопасности РФ Евгений Лукьянов.
«По разным оценкам, до двух тысяч граждан России, в основном выходцев с Северного Кавказа и других регионов, воюют там уже достаточно давно. И возвращение боевиков в Россию будет тоже проблемой. И они уже возвращаются, – рассказал председатель Совбеза. – Они инфильтрируются через турецкую границу под видом туристов, потерявших паспорта; они обращаются в наши дипмиссии на получение документов для возвращения».
По словам Лукьянова, явление уже приобрело массовый характер.
Впрочем, Россия – далеко не единственная страна, куда стали стекаться сторонники ИГ. Аналогичные процессы отмечаются в странах Средней Азии, с которыми РФ имеет более чем либеральный пограничный режим.
Привлекательной территорией для террористов оказалась и ослабленная и разрушенная гражданской войной Украина. Не далее как сегодня СБУ заявила об обнаружении перевалочной базы ИГ на территории Днепропетровской области. По данным украинской спецслужбы, пока лагерь используется для отправки желающих примкнуть к «Исламскому государству» на Ближнем Востоке. Однако при изменении условий и задач ИГ транзитный пункт может заработать и в обратном направлении.