Сбербанк может расстаться со своим карточным проектом ПРО100
Сбербанк намерен выйти из своего карточного проекта ПРО100, который он развивал с 2010 года, рассказал «Коммерсанту» первый зампред правления госбанка Максим Полетаев. Наиболее вероятным финалом для ПРО100 станет закрытие проекта, поскольку покупателей на данный продукт сейчас нет. Основные пользователи ПРО100 — санкционные банки уже подыскивают альтернативы этой системе.
«Очевидно, что ситуация существенно изменилась, и мы не видим перспектив развития проекта», — признал Полетаев. Проект утратил актуальность на фоне создания в России НСПК при ЦБ, которая в конце этого года начнет выпуск национальной карты «Мир». Эмиссия и прием «Мира» будет обязателен для всех крупных банков-эквайеров, что делает нецелесообразным развитие собственной системы. «Мы рассматриваем несколько сценариев выхода из ПРО100, — позитивный либо негативный», — сообщил Полетаев, не уточнив деталей. По данным газеты, они предполагают закрытие или продажу проекта.
Проект ПРО100 запущен в 2010 году. Это собственное платежное приложение Сбербанка, используемое в проекте «Универсальная электронная карта» (УЭК), которую контролирует Сбербанк (86,8%). ПРО100 заменила собой предыдущий карточный проект Сбербанка — «Сберкарт», который не получил распространения и был закрыт в 2012 году. На текущий момент выпущено более 2 млн карт ПРО100.
Интереса к выпуску карт ПРО100 до санкций банки не проявляли. Оживлению интереса к проекту способствовало введение санкций в марте 2014 года, когда попавшие под них банки СМП Банк и «Россия» были отключены Visa и MasterCard. Обеспечить работу своих карт они смогли, подключившись к УЭК. В дальнейшем банки, попавшие под санкции, в том числе в Крыму, начали выпускать карты ПРО100 как исключительно банковские, поскольку доступ к выпуску карт других платежных систем для них был закрыт. В августе 2014 года проект ПРО100 попытался поддержать и сам Сбербанк, объявивший о начале их эмиссии.
Запуск ЦБ национальной платежной системы ЦБ лишил смысла дальнейшее продвижение ПРО100. По мнению участников рынка, реализовать позитивный сценарий — продажу ПРО100 фактически невозможно. Возможность продажи ПРО100 именно санкционным игрокам осложняется тем, что приложение работает на основе MChip компании MasterCard. «ПРО100 не отчуждаема от УЭК, это просто платежное приложение, которое можно передать покупателю в виде исключительной лицензии, то есть право на использование технологий»,— отмечает председатель совета директоров «Золотой короны» Николай Смирнов. Неизвестно, согласится ли MasterCard передавать права использования MChip, лежащего в основе ПРО100 санкционным игрокам.
Впрочем, санкционные банки уже ищут выход из положения. Как сообщили газете в колл-центре банка «Россия», там выпускаются карты двух систем — не только карты ПРО100, но и Объединенной расчетной системы (ОРС). До сих пор об эмиссии карт ОРС, специализирующаяся на объединении банкоматов российских банков, не объявляла. В ОРС в условиях санкций афишировать новацию не стремятся. «Подобных пилотных проектов у компании нет и не планируется»,— заявил предправления ОРС Игорь Зотиков. Впрочем, по словам собеседников издания, этот проект существует, и карты выдаются.