Ополченцы Хасавюртовского района рассказали о нападении международных бандформирований в 1999 году
На вопросы журналистов отвечали: командир 11-го сектора хасавюртовского ополчения Хамзат Рашиев; представитель отряда женского ополчения Дженет Мурадова; участник ополчения – ветеран войны в Афганистане Ибрагим Муртузалиев и депутат городского собрания Хасавюрта Магомедрасул Гусейнов.
В ходе пресс-конференции гости рассказали о задачах, которые ставились перед ополченцами в событиях августа-сентября 1999 года; о трудностях, с которыми они сталкивались по ходу их выполнения; о взаимодействии с силовыми структурами (армия, милиция) и работе с беженцами.
Учительница русского языка и литературы хасавюртовской СОШ №10 Дженет Мурадова, одна из инициаторов создания «женского гуманитарного штаба» сказала, что хотя война не женское дело, они решили внести свою лепту в обеспечение тыла: «Оружие в руки мы не брали, форму не одевали. Мы просто готовили еду и развозили ее по военным частям, дислоцированным в районе. Также мы предоставляли солдатам гуманитарную помощь: утепленную одежду, предметы быта и личной гигиены. По необходимости привозили медикаменты. Солдаты и командиры подразделений федеральных войск не ожидали такого доброго отношения гражданского населения к военным, ну а как иначе? Ведь они пришли защитить нашу землю от террористов».
Функции ополченцев Хасавюрта не сводились только к патрулированию дворов и охране социально важных объектов, вспоминает командир 11-го сектора ополчения Хамзат Рашиев. С момента вторжения боевиков в соседний – Новолакский район, мэр муниципального образования (в 1999 году) Сайгидпаша Умаханов собрал актив города. На экстренном заседании город был поделен на 12 секторов и в каждом был назначен ответственный.
«Во время нападения бандитских формирований на Дагестан, у военных и милиции не хватало людей для охраны социально значимых объектов. Когда к нам в штаб поступил звонок, что нужны люди для охраны нефтебазы недалеко от Хасавюрта, в тот же день мы нашли около 200 человек, вооруженных нарезным и гладкоствольным оружием», - сказал Рашиев.
Он также отметил, что в годы первой чеченской войны Дагестан принял массу беженцев, значительная часть которых пребывала в Хасавюрте. Так и во время нападения террористов, забота (обеспечение жильем, питанием и тд.) о женщинах и детях покинувших свои села легла на плечи «женского гуманитарного штаба» и ополчения.
Среди ополченцев Хасавюртовского района были как «зеленые» новобранцы, так и уже имеющие большой опыт военных операций - ветераны войны в Афганистане. Один из них принявший участие в народном ополчении Ибрагим Муртузалиев, рассказал о работе, проводимой с новобранцами и свое видение ситуации в связи с нападением международных бандформирований на республику.
«Изначально, до прибытия федеральных сил в Дагестан, в регионе, несомненно, работала военная разведка. Специалисты изучали настроения в народе, делали прогнозы развития дальнейшей ситуации и разрабатывали различные варианты сценариев введения войск в республику для решения конкретных задач. Видя то, как народ сплотился перед угрозой терроризма, о чем также говорили многочисленные отряды народного ополчения, военное руководство приняло решение поддержать и помочь народу. Тот факт, что генерал Казанцев своим указанием снабдил оружием ополчение ботлихского и хасавюртовского районов (впоследствии все оно было добровольно сдано) говорит о большом доверии к дагестанцам. По сути вторжение боевиков на нашу землю послужило началом «второй чеченской», положившей конец разгулу международного терроризма на Северном Кавказе», - отметил Ибрагим Муртузалиев.
Принявший участие в пресс-конференции депутат городского собрания Хасавюрта Магомедрасул Гусейнов сообщил о недавно утвержденном законе, согласно которого бойцы народного ополчения будут приравниваться к ветеранам боевых действий, со всеми вытекающими из него благами для людей, отстоявших свою республику и законы России.
«Депутатами Госдумы, которых мы в свою очередь просто засыпали письмами, вопрос о статусе ополченцев поднимался не раз, и вот спустя 20 лет наконец-то все стало на свои места. Теперь мы можем стать официальным примером для своих детей и внуков, в том, как надо любить и защищать свой край. Также сообщу, что льготами, в том числе и предусмотренными законом ЕДВ, смогут воспользоваться те, кто подтвердил свое участие в народном ополчении до 2005 года», - сказал Гусейнов.
В завершении встречи, ветеран войны в Афганистане Ибрагим Муртузалиев пожелал только чтобы закон, депутатами дагестанского парламента, был принят с поправками для региона: «А то получиться как с аналогичным законом о воинах-интернационалистах «благодаря» которому воспользоваться льготой, например на улучшение жилищных условий, из почти четырех тысяч дагестанцев принимавших участие в урегулировании Афганского конфликта, смогли воспользоваться всего несколько человек».