Владелец «Пира» выведет на «Черное озеро» два «корабля»: будут ли они доступны народу?
В павильонах, возведенных по канонам волжских городов 1960-х, откроют ресторан с летней верандой, коворкинг и прокат коньков
В парке «Черное озеро» построят два здания по примеру дебаркадерной архитектуры на суше. Внутри двухэтажных деревянных строений разместится ресторан с летней верандой и прокат коньков с коворкингом. По мнению экспертов «БИЗНЕС Online», заведение должно быть демократичным, а сам проект выглядит весьма цивильно. Инвестор в лице владельца пафосных ресторанов «Пир» и «Банная усадьба» Альберт Юлдашев пока не комментирует свой проект, но в ожидания общественности он вряд ли впишется.
ДВА КОРИЧНЕВЫХ КОРАБЛЯ НА «ЧЕРНОМ ОЗЕРЕ»
Комитет РТ по охране объектов культурного наследия согласовал воссоздание двух исторических павильонов на территории объекта культурного наследия «Городской сад «Черное озеро». Эта информация появилась в группе комитета РТ по охране объектов культурного наследия в Facebook. Комплекс из двух сооружений существовал на территории сада с 70-х годов прошлого века. Эти объекты были построены по примеру дебаркадерной архитектуры на суше, характерной для волжских городов 1960-80 годов. К 2010 году деревянные сооружения окончательно обветшали и были утрачены.
«Проекты воссоздания прошли соответствующую государственную историко-культурную экспертизу, — сообщает комитет по охране памятников. — Согласно документам, в парке появятся ресторанный комплекс, а также здание для коворкинга и проката. Здания будут воссозданы в тех же габаритах на существующих фундаментах, сохранены те же решения по фасадам и объемно-планировочным принципам, отражавшие кораблестроительные традиции — верхняя палуба с закрытым помещением, символизирующая капитанский мостик, и громоздкий первый этаж».
По информации «БИЗНЕС Online», проект разрабатывал «Татинвестгражданпроект», перед утверждением комитета он прошел историческую экспертизу.
Сейчас проект размещен на сайте комитета по охране памятников. В соответствии с документом, в одном здании будет размещен ресторан, а во втором на первом этаже прокат коньков с раздевалками и туалетом, часть первого и второго этажа займет коворкинг. Между ними появится летняя терраса. Перед зданиями на зиму будут заливать каток, позади, ближе к казанскому Кремлю, расположена спортплощадка.
Оба здания двухэтажные, по форме напоминающие корабли с выдающейся кормовой частью и открытым носом-террасой. Площадь каждого здания-корабля вместе с террасой составляет примерно 600 кв. м. Любопытно, что первоначальные сооружения были бирюзовго цвета, а воссозданы они будут в разных тонах коричневого с белым.
ПРОЕКТ РЕСТОРАТОРА АЛЬБЕРТА ЮЛДАШЕВА
Городской сад «Черное озеро» — объект культурного наследия регионального значения, как следует из постановления Кабинета Министров РТ от 10 ноября 2002 года. Сад был создан во второй половине XVIII века вокруг издавна существовавшей запруды, устроенной в долине речки. Созданием сада руководил казанский архитектор Василий Кафтырев. Первый павильон с трактирным заведением был построен здесь в 1859 году купцом Белозеровым.
«Этот парк очень ценен своей историей, поэтому сегодня все силы брошены на то, чтобы превратить его в точка притяжения для горожан и гостей Казани, — рассказал нашему корреспонденту председатель комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин. - В конце XIX века он был одним из самых популярных парков в городе, и сегодня у него есть все шансы вернуть этот статус. Рядом парковка, обьекты культурного наследия федерального и республиканского значения. Важно развивать территорию, сохраняя историческую среду».
Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на месте, где располагались два утраченные исторические павильоны. Сейчас там замороженная стройка, окруженная забором из профнастила. За забором лежат кучи песка, цемента и камней, но никаких работ пока не ведется.
Напомним, в 2015 году для реконструкции парка было учреждено АО «Черное озеро» с уставным капиталом 153,7 млн рублей. Исполком внес участок в уставный капитал участок площадью 2,2 тыс. кв. м и два ветхих строения. Согласно данным справочно-информационной системы «Контур.Фокус», доля города в АО должна была составить 26%, а остальная часть (вклад ООО «Парадигма») — предприятие с основным видом деятельности «Производство прочих химических продуктов». Его единственный учредитель — Альберт Юлдашев. Ему также принадлежат, например, популярный в элитных кругах ресторан «Пир» и «Банная усадьба» на Нижнем Кабане.
«БИЗНЕС Online» обратился к Юлдашеву за комментариями по предстоящему возрождению зданий, но бизнесмен предпочел пока не озвучивать свою позицию.
«ВАЖНА ДОСТУПНОСТЬ, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ТАК: ЗДЕСЬ ЛЮДИ ХОДЯТ, ДЕТИ ГУЛЯЮТ — И ТОРЧИТ ДОРОГОЙ РЕСТОРАН»
По просьбе «БИЗНЕС Online» с проектом ознакомился художник Ильгизар Хасанов, который в буквальном смысле вырос на «Черном озере» и был в составе жюри конкурса на создание бренда парка. «На этом месте в советское время было два „пионерских“ здания, в которых летом проводились много детских спортивных мероприятий, наверху была большая открытая веранда. Зимой работал прокат коньков, — вспоминает художник, — Это было полноценное советское культурное пространство: платные качели, лодочки, тир, кафе-мороженое при входе». Парк со своим микроклиматом, говорит художник, там даже растения росли уникальные, экзотические, которых не встретить в городе (высаживали специально). А под парком скрыты свои секреты — карстовые провалы, из-за которых в свое время просел «Александровский пассаж».
Утвержденный проект Хасанов считает компромиссным, но лояльным к самому парку, в котором, к сожалению, теперь почти ничего не осталось от эстетики 19 века. «Был же проект — вообще закатать все, внизу сделать парковку, а наверху посадить деревья в кадках», — с ужасом вспоминает художник. «Что касается данного проекта, насколько мне известно, один павильон было решено также вернуть детям — прокат и прочие услуги, а во втором — организовать заведение общепита. В высоту там ничего нельзя возводить, так что внешний контур и стилистика берется та же, что и была», — говорит художник. Хотя свои претензии к московским дизайнерам, которые уж слишком осовременили дизайн новых построек — у Хасанова есть.
Инвесторам он советует заранее озаботиться тем, чтобы наполнить здания правильным содержанием. «Мне кажется, что заранее там нужно отвести место под сменные выставочные пространства — с правильным светом и прочими вещами. Тогда люди будут ходить на выставки, и общепит будет легче окупить. А то потом начинают в окошках вывешивать картинки, это неправильно!». Что касается ресторана, как считает художник, это должен был демократичное заведение вроде фастфуда, который бы не отпугивал посетителей со средним достатком, можно было бы перекусить с детьми во время прогулки. «Важна доступность, чтобы не было так: здесь люди ходят, дети гуляют — и торчит дорогой ресторан. Если это все сделать будет хорошо», — рассуждает художник. Про фаст- фуд, конечно, вряд ли сбудутся ожидания эксперта — владельцы «Пира», как известны, являются большими знатоками в ресторанном бизнесе и обычно все их бизнесы — это лакшери…
Архитектор Сергей Саначин, который в свое время создал целую хрестоматию по истории «Чёрного озера», считает, что развитие парка идет в правильном направлении, хотя и слишком медленно. Первая очередь реконструкции парка, в целом радует архитектора — появилась неплохая детская площадка, тренажеры, но есть и критические замечания: «На площади, там, где был красивый фонтан, появилось кольцо, непонятно для чего сделанное. Видимо, книжки продавать. Но оно сделано в виде перголы, без крыши».
Что касается нового проекта по воссозданию двух исторических павильонов, по словам, Саначина, его надо рассматривать в комплексе с другими: «Проектов было много в разные периоды времени. В свое время там хотели восстанавливать ресторан Ожегова. Будет ли он или не будет? Если будет, тогда эти павильоны ему будут мешать, есть не будет ресторана — тогда почему бы и нет? — считает Саначин. — Интересное сооружение легкого, спортивного типа». Архитектор посоветовал не критиковать изменения, котоыре сегодня происходят в парке, поскольку «в Казани много просто маразматических ландшафтных объектов — вроде сквера перед молодежном центром „Ак барс“, а тут все идет весьма цивильно».
Председатель Союза дизайнеров РТ Дмитрий Кошкин также оценил одобренный комитетом по охране объектов культурного наследия проект. Говорит — работа хорошая. «Очень похоже на то, что существовало в исторической перспективе, вполне достойная работа, не сильно исказили. А то, что они (здания) имеют такие формы — это скорее не дебаркадерная архитектура, а конструктивистские постройки, которые были характерны для времени создания и Мергасовского дома (расположен неподалеку — прим. авт.) — 30-х годов прошлого века», — говорит Кошкин. В числе серьезных различий он назвал разве что наличие сплошного остекления, тогда как в оригинальных постройках были маленькие окошечки.
Дизайнер вспоминает, что «Черное озеро» в свое время славилось своим рестораном, которого сейчас не хватает на данной площадке, в этом смысле проект восполнит это упущение. Кошкин считает, что данные постройки реально возвести за лето и даже быстрее.