Конфликт с увольнением журналистов политической редакции «Коммерсанта» ширится
Сотрудники издательского дома опубликовали открытое обращение к читателям. Между тем об уходе со своего поста сообщил главный редактор сайта телеканала «Дождь», где также выходила статья о возможной отставке Валентины Матвиенко
Сотрудники издательского дома «Коммерсантъ» подписывают открытое обращение к читателям в поддержку уволенных журналистов. На момент публикации материала под письмом было более 200 подписей.
Одновременно со своего поста ушел главный редактор сайта телеканала «Дождь» Андрей Борзенко. Он не объяснил причин своего решения, но отметил, что в нем нет «никаких загадок и интриг».
Резонансную статью о возможном уходе Валентины Матвиенко из Совета Федерации газета «Коммерсантъ» и «Дождь» опубликовали в один день, 17 апреля, со ссылкой на свои источники в Кремле и Совфеде, тексты были похожи. Но достоверной информации о связи ухода Борзенко с увольнениями в «Коммерсанте» нет.
В открытом обращении журналистов издательского дома сказано, что заметка полностью отвечала стандартам «Коммерсанта», использовались цитаты от анонимных источников, но сведения были достоверными. Материал стал второй по цитируемости публикацией газеты в этом году, авторы получили премию.
Позже акционер Алишер Усманов «выразил неудовольствие» статьей и потребовал раскрыть личности источников. Редакция на это не пошла, ссылаясь на закон о СМИ, согласно которому раскрывать источники можно только по запросу суда. После этого было принято решение об увольнении авторов материала Ивана Сафронова и Максима Иванова, которые проработали в издании около десяти лет. Прямые обращения к акционеру и его представителю не повлияли на ситуацию. Коллектив «Коммерсанта» считает увольнение авторов губительным для редакции открытым проявлением давления на свободу слова в России.
Шеф-редактор «Коммерсанта» Владимир Желонкин не поддержал подписантов. Он заявил, что все журналисты и руководители политической редакции — 11 человек — самостоятельно решили уволиться вслед за Сафроновым и Ивановым из соображений ложной солидарности.
Председатель совета директоров «Коммерсанта» Иван Стрешинский заявил изданию The Bell, что увольнение журналистов не относится к содержанию статьи. По его словам, герои материала Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин с претензиями ни к кому не обращались, но Стрешинскому якобы поступил сигнал, что публикация может быть заказной. Он попросил Желонкина разобраться, поскольку «недопустимо, чтобы «Коммерсантъ» использовали как сливной бачок во внутриполитических разборках».
«Речь шла о том, чтобы журналисты доказали Желонкину добросовестность своей работы и соблюдения всех журналистских стандартов, — сказал Стрешинский. — Мне было бы достаточно, если бы главный редактор, которому мы доверяем, сказал нам, что со статьей все в порядке». Но журналисты, по словам Стрешинского, отказались раскрыть источник и «доказать добросовестность своей работы». В указанные сроки — три дня — никакого подтверждения добросовестности не было предоставлено, и, по версии Стрешинского, это свидетельство того, что либо статья заказная, либо журналистам скандал нужнее. После этого авторам предложил уволиться сам Желонкин, и с ними договорились об увольнении по соглашению сторон с выплатой компенсаций — «чтобы не портить строчку в резюме». Теперь же Стрешинский как председатель совета директоров издательского дома будет настаивать на увольнении по статье.
Представители Алишера Усманова, который приобрел издательский дом «Коммерсантъ» в 2006 году, заявили, что бизнесмен не имеет отношения к увольнению журналистов «Коммерсанта».