Россия и Северная Корея обменяются арестантами
Россия и Северная Корея наладят обмен арестантами. Лица, осужденные в РФ, могут быть этапированы для отбывания срока в КНДР, а россияне, приговоренные северокорейским судом к тюремному заключению, получат шанс на отбытие его в тюрьмах на родине. Соответствующий закон внес в Госдуму РФ президент России Владимир Путин, передает "Уралинформбюро".
Как следует из документа, президентская инициатива является мерой ратификации договора о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, подписанного Россией и КНДР в 2017 году. В роли уполномоченных органов в данном случае выступают Минюст России и Центральный суд КНДР.
Договор, в частности, позволяет осужденному либо его законному представителю ходатайствовать о смене "тюремной прописки" перед любой властью — как северокорейской, так и российской. При этом осужденный должен являться гражданином "государства исполнения приговора" (либо лицом без гражданства) и отсидеть по приговору, вступившему в силу, не менее 6 месяцев.
Кроме того, на такой "переезд" арестант должен дать письменное согласие, а преступление, которое совершил заявитель, должно и по законодательству "принимающей" стороны наказываться тюремным сроком, а не, к примеру, общественными работами, штрафом или смертной казнью.
Согласно положениям договора, принимающая сторона не может менять срок заключения, определенный заграничным приговором. Если арестант, к примеру, получил "двушечку" за хулиганство, прибыв на родину, он отсидит там именно два года, даже если Уголовный кодекс его страны наказывает за такое преступление пожизненным заключением. А срок отсидки в стране вынесения приговора засчитывается в стаж отбывания наказания при переводе.
При этом документ предусматривает возможность принимающей стороны осуществить в отношении осужденного амнистию, помилование или смягчение наказания "в соответствии со своим законодательством". Особо подчеркивается так называемый принцип Non bis in idem (лат. не дважды за одно и то же): заключенный, вернувшись на родину, не может быть привлечен к ответственности или осужден за те же деяния, за которые уже был осужден на чужбине.
В законопроекте также перечислены случаи, позволяющие государственному органу отказать заявителю в передаче его "за кордон". Например, передающая сторона опасается, что переезд заключенного нанесет ущерб государственному суверенитету и безопасности, или осужденный не выполнил финансовые обязательства, "вытекающие из приговора", или истек срок давности приговора, или — согласно законодательству "принимающей стороны" — деяние, за которое лицо осуждено, не является преступлением.
Стоит отметить, что, согласно данным ФСИН, в 2018 году в российских тюрьмах отбывало наказание без малого 28 тысяч иностранцев — в большинстве своем граждане стран СНГ. При этом количество заключенных россиян, наоборот, падает: в декабре 2018 года их насчитывалось 467 тысяч человек, что является минимальным показателем в истории новейшей России. Как ранее писало "Уралинформбюро", серьезную роль в снижении численности заключенных сыграла статья 72 УК РФ, засчитывающая день пребывания в СИЗО за полтора дня в колонии.