Верхи не могут: формирование правительства Латвии зашло в тупик
Единство нашли в борьбе с русским языком
Когда вы будете читать этот номер «Сегодня», исполнится ровно три недели с того момента, как прошли выборы в сейм. За это время условно правые или, как они себя сами называют, латышские партии продемонстрировали полную недоговороспособность. Точнее — за этот период партии в бесконечных переговорах смогли прийти к общему знаменателю только в двух вопросах: о полном игнорировании победителя этих выборов и о переводе всех учебных заведений, включая детские сады, только на государственный язык обучения.
В среду вечером во время дискуссии на ЛТВ1 представители всех шести правых партий подтвердили, что за эти четыре года вопрос о переходе только на латышский язык обучения будет решен. Правда, один из лидеров «Для развития—За» Даниэлс Павлютс что—то попытался сказать про то, что вообще—то надо великодушно позволить нацменьшинствам хотя бы свой язык изучать, но эта тема обеспечения элементарных прав нацменьшинств развития не получила.
Итак, общая идеология будущей коалиции, в каком бы составе она ни была сформирована (из пяти партий или из шести) ясна: игнорирование «Согласия», их избирателей и прав этих избирателей. Как говорится, демократичненько и «в соответствии» с европейскими ценностями.
Но на одном желании покончить с билингвальным образованием в Латвии коалицию не создашь. Нужно еще договориться о том, а что правительство будет делать в экономике, в социальной сфере... До этих вопросов пока у потенциальных партнеров руки не дошли. Более того, новые консерваторы пытаются одновременно и не пустить во власть «зеленых крестьян», и при этом еще заполучить пост премьера. Можно предположить, что остальные правые партии такую наглость не поддержат.
Можно предположить, что этот театр абсурда или, точнее даже, — самодеятельный театр юного зрителя — мы будем наблюдать минимум две—три недели. Это значит, что ни к первому заседанию нового сейма — 6 ноября, ни, скорее всего, к столетию Латвии — 18 ноября, — новое правительство еще не будет утверждено. Президенту же еще предстоит выбрать кого—то из трех возможных кандидатов в премьеры — Алдиса Гобземса, Артиса Пабрикса и Яниса Борданса. Впрочем, не исключен и такой сценарий, когда президент, видя неспособность партнеров договориться о едином кандидате, начнет сам искать нейтрального (беспартийного) кандидата. По крайней мере, такие слухи активно циркулируют в кулуарах власти.
В новейшей истории Латвии прецедент был: в конце 1995 года, после двух неудачных попыток сформировать правительство, появился нейтральный кандидат — Андрис Шкеле. Тогда, напомним, тоже коалицию пытались сформировать шесть политических сил. Отсюда вывод: чем больше ртов стараются прорваться к кормушке, тем сложнее согласовать интересы или, говоря прямо — поделить пирог власти.
Штрафовать по—новому
Пока новые—старые политики проводят время в пустых дебатах (судя по результатам), 12—й сейм дорабатывает последнюю неделю. Депутаты уходящего парламента стараются принять весьма важные законы. Так, на предпоследнем пленарном заседании этого сейма депутаты приняли в какой—то степени историческое решение — в окончательном чтении утвержден Закон об административной ответственности. Он заменит Кодекс административных правонарушений, который был принят Верховным Советом Латвийской ССР в 1984 году! Невероятно, но факт: спустя 27 лет после восстановления независимости Латвия продолжает использовать советские нормативные акты. Причем будет их использовать еще более года — новый Закон об административной ответственности начнет действовать с 1 января 2020 года.
В новом законе уже не будет такого вида наказания, как административный арест. Все—таки любое ограничение свободы связано с уголовным правонарушением. Если же человек совершил административный проступок, то будут применяться два вида санкций — штрафы и ограничения прав. Например, уже сегодня латвиец, который не заплатил административный штраф, не может пройти техосмотр своего автомобиля. А тем, кто уклоняются от уплаты алиментов, аннулируют водительские права. В новом законе таких вариантов ограничения прав будет довольно много. Это, по замыслу авторов документа, будет дисциплинировать правонарушителей и главное — вынудит их все—таки оплачивать назначенные штрафы.
Абик ЭЛКИН.