Срок за "шпионский" гаджет
За использование авторучки с видеокамерой можно оказаться за решёткой.
В Госдуме разгорелась полемика по законопроекту о декриминализации статьи о незаконном обороте специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. На внесении изменений в законопроект настаивала Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий. Сейчас гражданин, купивший или продавший какую-либо аппаратуру, позволяющую тайно вести запись, рискует получить до четырех лет лишения свободы. На практике предметом разбирательств может стать даже электронная игрушка.
Бывали случаи, что дело заводили на рыбаков, купивших очки со встроенной камерой для фиксации богатого улова. Перед судом держали ответ продавцы GPS-трекеров для автомобилей. Аудиозапись позволяла установить виновника аварии или предотвратить угон автомобиля. Вещь полезная, но сейчас владелец таких записывающих устройств подвержен большему риску, нежели угонщики.
Настоящий закон не учитывает умысла, намерения человека: приобрёл ли он устройство как подарок или собирался вести слежку. В любом случае, если правоохранители признают, что гаджет служит средством для негласного получения информации, то есть "жучком", - гражданина осудят. И примеров тому немало. Жителя Приморского края оштрафовали на 50 тысяч рублей за приобретение зажигалки со встроенной видеокамерой, которую ему прислали из США. В Омске региональный Следственный комитет возбудил дело против женщины, установившей "жучок" в автомобиле мужа, желая удостовериться в измене супруга. Уж совсем комичный случай произошёл с фермером из Курганской области. Он пострадал из-за того, что приобрел GPS-трекер для коровы со встроенным скрытым микрофоном.
Подобные дела рассматривались и в Магнитогорске. Несколько лет назад Правобережный районный суд признал виновным Дениса И. В Китае он купил семь шариковых авторучек со встроенной видеокамерой, микрофоном и накопителем информации. Объявление о продаже разметил в Интернете, и даже успел продать два гаджета через отдел торгового центра. Суд приговорил Дениса к шести месяцам лишения свободы условно, с таким же испытательным сроком.
По данным судебного департамента, только за шесть месяцев прошлого года за незаконный оборот спецсредств были осуждены 117 человек, трое из которых приговорены к реальному сроку лишения свободы. Остальным были назначены штрафы.
Сторонники декриминализации статьи предлагают ограничиться штрафными санкциями и привлекать граждан к ответственности по соответствующей статье Административного кодекса - "За нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации". Максимальное наказание ограничено штрафом от двух до 500 тысяч рублей с конфискацией техники. Главное, у человека не будет судимости.
Законопроект поддерживают ассоциации защиты бизнеса, сравнивая "шпионские" штучки с оборотом гражданского и спортивного оружия. Легально приобретённое, оно может применяться для совершения более тяжких преступлений, нежели прослушка или скрытая видеозапись. Меж тем оборот гражданского и спортивного оружия не запрещен, а строго регламентирован и доступен для большинства граждан страны.
Кроме того, число таких преступлений невелико, но они отнимают достаточно ресурсов у правоохранительных органов, судебной системы и граждан. По сути, любой пользователь, скачавший в открытом доступе мобильное приложение для записи телефонного разговора, имеет все шансы попасть под уголовное преследование. Есть и другие предложения: статью в УК оставить, но прописать более детально и уточнить определение "шпионская техника", отделить его от обычной бытовой электроники и не привлекать к уголовной ответственности случайных людей.
На днях все предложения на эту тему отклонили в ФСБ. В спецслужбе посчитали, что уточненная трактовка "необоснованно сузит область современных технических средств, в которых реализуется функция негласного получения информации". Ведомство не согласилось и с тем, что нечеткость пунктов закона увеличивает риск расширения уголовной ответственности.
Эксперты считают, что понять в этом вопросе можно обе стороны. Несмотря на возможный рост числа уголовных дел за использование безвредных, но незаконных технических устройств, существует угроза, что наличие четких критериев определения будет способствовать созданию путей обхода установленных запретов.