Крапивник-утешитель
Пустое ведерко, предназначенное для сбора грибов, казалось, весит больше, чем полное. Огорчения добавляла паутина, развешанная между деревьев. Она лишь усугубляла и без того нерадостное настроение. И вдруг неожиданно откуда-то от кучи хвороста, наваленной после лесоповала, донеслось своеобразное, совсем незнакомое пение птицы.
Какая-то птаха прощебетала, пустила звонкую трель и смолкла. Но стоило мне пошевелиться, как невидимый певец возбужденно затрещал: «Тик-трик, тик, тик, трик-тик!» Да так быстро, словно стрекотал.
Внимательно вглядываясь в кучу валежника, попытался разглядеть исполнителя. В лесу сейчас никто не поет — почти все певчие птахи уже улетели. Но песня по-прежнему льется! И в эту минуту замечаю эту загадочную птицу.
Коричневато-бурая крошка со вздернутым вверх куцым хвостиком сидела на сухом прутике и вдохновенно пела. Закончив трель, она тут же юркнула в кучу веток, с ловкостью и быстротой мышонка пролезла сквозь перепутанные сучья и выглянула с другой стороны.
Почти час мы были вместе: бродил под пологом леса, она сопровождала меня, все время чирикая, словно утешала из-за неурожая грибов. Это был крапивник, который улетает чуть позже всех прочих лесных певчих птиц.
Размеры этого исполнителя более чем скромные: весит около 8 граммов, длина тела — 10 см, размах крыльев 15-17 см. Он редко встречается, к тому же умеет так искусно прятаться в буреломе, среди корней деревьев и в кучах хвороста, что не успеешь и разглядеть.
Держится крапивник всегда в одиночку, не считая времени выведения потомства. Его любимые места — заросшие канавы, ручьи и речки с подмытыми берегами и заломами, мелкий густой кустарник, кучи валежника. Здесь же он строит свои круглые с боковым входом гнезда. Устраивает он их у самой земли из сухих былинок, мха и всяческого мусора, но всегда подбирает такой материал, который не выделяется из окружения.
Кормится крапивник всегда в нижнем ярусе леса, копошась в подстилке и уничтожая клещей, разносчиков вируса энцефалита, чем оказывает нам большую услугу.
Настроение после встречи с моим утешителем заметно улучшилось. Еще А. Брем писал, что пение крапивника состоит из «длинной сюиты разнообразно сменяющихся высоких флейтовых тонов, которые на середине песни переходят в звучную, постепенно замирающую трель, последняя повторяется часто и к завершению составляют ее заключение. Звуки так сильны и полны, что удивляешься, как их могла произвести такая маленькая птичка». В этом убедился сам — песня волшебная! Особенно поразительно она звучит сейчас, в опустевшем лесу.
Валерий САМОХВАЛОВ.
Фото автора.