В Риге открылась выставка «Общая история»
На несколько залов западного и восточного искусства музея «Рижская биржа» (на 4—м этаже) раскинулась выставка «Общая история» (Shared history). Вернее, ее весьма своеобразные экспонаты вкраплены в изумительные образцы искусства прошлых веков Европы и Азии.
Среди шедевров...
Ходишь по этим залам — и хочется в тысячный раз остановиться у шедевров голландского или итальянского Ренессанса, у филигранно исполненных изделий старых восточных мастеров, а приходится смотреть на работы современных местных и зарубежных авторов, представленные Латвийским центром современного искусства. Правда, есть еще документы из музейного архива, работы из запасников музея. Все так или иначе рассказывает о международном сотрудничестве и культурных связях в разные периоды нашей и общей истории.
Немцы, Речь Посполитая, шведы, Российская империя, Советский Союз оставили свой след в нашем бытии. Более или менее заметный и значительный. Экспонаты так или иначе связаны с коллекцией произведений искусства ЛНХМ и в той или иной мере отражают глобальные политические и исторические процессы. Правда, несколько избирательно — положения концепции выставки не придерживаются некой системы.
В основе собрания музея «Рижская биржа» лежат частные собрания XIX века, изначально завещанные городу рижскими ратманами и купцами балтонемецкого происхождения, и богатые художественные дары, преподнесенные Риге Санкт—Петербургом и Москвой.
В фондах музея хранятся произведения искусства Древнего Египта и античного мира, Западной Европы, России и Востока с обстоятельными коллекциями искусства Китая, Индии и Японии.
Вот среди этих коллекций и размещаются работы латвийских и зарубежных авторов — Иевы Балоде, Алексея Мурашко, Клэр Хольт, Минны Хенрикссон, Танела Рандера, Кришны Редди, Андрея Строкина и Яна Синя.
...И о правах женщин
Художница Иева Балоде и графический дизайнер Алексей Мурашко. Оба взяли на вооружение принцип и технику фотографии камерой—обскурой. Так что, прохаживаясь по залам четвертого этажа, вы можете обнаружить порой в неожиданных местах эти черные «коробочки» на ножках с обзорным окошечком. Заглянув в него, увидите озадачивающие рисунки Алексея и портреты неизвестных женщин Иевы, сделанные в разных странах. Кто эти люди и по каким признакам можно понять, что они фотографируются в Ирландии или Германии, непонятно. Просто стоит дама на неком фоне, который можно найти везде.
Но, как поясняет автор, назвавшая свой проект «Анонимная история», это и не важно. Главное другое — идея о том, что еще в относительно недавние времена конца XIX — начала ХХ века женщины были лишены избирательного права, возможностей получать высшее образование, активно участвовать в общественной жизни. Их уделом были дом и семья. Современный мир пытается объединить все гражданские права, которые сегодня есть у женщин, с их изначальной, природной, библейской функцией матери и жены. Насколько успешно?
— Счастлива, что сегодня могу получать образование в разных странах, путешествовать и работать везде по миру, как и публично выражать свое мнение, — замечает автор.
Загадки про нас
У Алексея Мурашко в камере—обскуре, расположенной среди итальянской живописи, — графическое изображение... перечеркнутой миски. Называется Welcomе anymore, что можно перевести как «Все равно заходите». Как поясняет автор, белорус, уже десять лет как переехавший в Латвию и работающий здесь, идея в том, что это... загадки:
— Подходил к конструированию их очень рационально. Я не художник, и мои работы, понятно, другие. Но ведь современное искусство очень разнообразное, оно может быть более или менее понятным, наводить на размышления, провоцировать на новые идеи, эмоциональный отклик.
— А бывает, ведь и вообще никаких чувств и мыслей не вызывает...
— Да, бывает — в некоторых случаях это могут быть просто попытки самореализации. Выбрал объекты, которые, как мне кажется, наиболее связаны с современными проблемами, образом жизни, предрассудками современного человека, новостными поводами, политическими новостями. Пробую задать посетителям выставки загадки.
— Что означает перечеркнутая миска? Вы при разговоре с посетителями поясняли на английском, что это связано с миграционными процессами в Европе. Что, мигрантам у нас не дадут поесть или помыться (тазик или миска перечеркнуты)?
— Имею в виду то, что, мол, мойтесь, но по нашим правилам. И это уже нехорошо. Не уверен, что мы от них требуем что—то в той мере, в какой это следовало бы делать, либо они нам что—то навязывают...
— Вот именно — скорее, они, прибыв в чужой монастырь, пытаются нам навязать свой устав... А во втором окошечке на одном листе изображены крестик на веревочке, похожий на нательный, гильотина и виселица. Что бы это значило?..
— Зная историю религии, вы понимаете, что крест — это орудие казни. Как гильотина или виселица. У каждого из этих способов казни есть свое устройство.
— Вы этим посланием косвенным или даже достаточно прямым способом обвиняете христианство в насилии?
— К сожалению, есть этот момент. Ведь христианство базируется на Ветхом и Новом Завете. И в Ветхом так много историй, связанных с насилием. Мы в современных условиях недалеко ушли от тех времен, когда можно было, убив человека на поле брани, таскать его голову по окрестностям.
Насчет «Формулы политического долголетия», где в окошке выписана длинная химическая формула некоего сложного вещества, Алексей пояснил, что это самый проверенный рецепт бальзамической жидкости, которая использовалась, в частности, и при бальзамировании тела Ильича:
— Если вы хотите обеспечить свое политическое долголетие, воспользуйтесь этим набором химических веществ.
А вот «Цена камуфляжа», где вы увидите условное лицо в парандже, в маске террориста и военном, что ли, камуфляже. У каждого изображения — цены в разной валюте, у военного камуфляжа — в рублях, 300 000:
— Это все разновидности масок, которые носят люди, а цены — штрафы за нарушение правил нахождения в общественном месте. Мужчина, который ходил, к примеру, по Москве в маске Путина, после 5–6 таких появлений заработал штраф в 300 000 рублей.
Колонии и постколонии
Танел Рандер из Эстонии представил видеопроекцию исторических гравюр немецкого автора XIX века Фридриха Людвига фон Майделя «Устье Даугавы». На них изображены немецкие купцы XII века, прибывшие из Бремена, предлагающие свой товар, экзотические фрукты и алкоголь местному населению, еще и не христианам, а язычникам.
— Колониальная политика существовала в XII веке, существует и сегодня, — поясняет автор.
— Постколониальная — это доминирование Германии в современном мире. А в те времена немецкая аристократия полностью владела нашим регионом. Людвиг фон Майдель отражает в своем альбоме гравюр эту историю верховенства немцев в культуре, военной области и всех сферах. Мы для них представлялись некими варварами... Точно так же Российская империя колонизировала Сибирь в свое время. Порабощение местных народов тоже происходило с помощью алкоголя.
Андрей Строкин извлек из запасников музея старинные скульптуры, которые не представляли особой ценности и были несколько «странными». Статуи из такой «массовой коллекции» прежних веков... Но тоже интересно.
Выставку дополняют архивные материалы по международному сотрудничеству бывшего Музея зарубежного искусства в советскую эпоху, например, о Фестивале Индии в СССР, захватившем и Ригу 1987 года, где были работы и легендарного Рабиндраната Тагора, выставке скульптуры и прикладного искусства Конго (Браззавиля) 1968 года в музее и других зарубежных проектах. Под стеклом в витрине — статьи в журналах об этих событиях на латышском языке, в газетах — на обоих языках, буклеты на латышском и русском. Материалы экспозиций 1963 («Живопись и графика Индии») и 1974 годов — не только в музее, но и в Госбиблиотеке Латв. ССР.
«Общая история» — междисциплинарный проект и часть одноименного проекта ЕС по сотрудничеству.
Наталья ЛЕБЕДЕВА.