Декриминализация «экстремистской статьи»: что предложил Путин?
Президент РФ внес в Государственную думу законопроект, предполагающий смягчение статьи 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Решение было принято на основе подготовленного Общероссийским народным фронтом доклада о правоприменительной практике понятий «экстремистское сообщество» и «преступление экстремистской направленности».
Напомним, ранее член ОНФ, депутат, писатель Сергей Шаргунов обратился к главе государства в рамках ежегодной «Прямой линии» с предложением пересмотреть практику применения 282 статьи. Путин, в свою очередь, призвал «не доводить дело до маразма и абсурда», распорядившись привлечь Верховный суд и ОНФ ресурсы для корректировки положений закона.
Таким образом, на основе представленного доклада было принято решение о частичной декриминализации части 1 статьи 282. Обновленный закон исключает уголовную ответственность за неосознанные действия, совершенные однократно и не представляющие при этом серьезной угрозы для безопасности государства. Уголовная ответственность будет наступать только в случае повторного нарушения в течение года.
Вторая же, более «тяжкая» часть статьи, направленная на пресечение экстремистских преступлений, осуществленных в составе организованной группы, останется без изменений. К слову, именно по 2 части статьи 282 проходят наиболее опасные элементы, в том числе члены запрещенных в России организаций «Исламское государство», «Имарат Кавказ» и других.
Создание данного закона было обусловлено существованием реальной угрозы пропаганды деструктивных идей, а декриминализация его первой части – обоснованная реакция правительства на ряд дел, возникших по причине несовершенства законодательства. Например, как это было в случае с журналистом Полиной Петрусевой, разместившей в Сети фото двора своего дома в 1943 году, на котором был флаг третьего рейха. Суд посчитал действия девушки пропагандой нацистской символики, тогда как фото находилось в открытом доступе.
По сути, президент ввел поправку, призванную исключить вероятность правового беспредела, жертвой которого могут стать обычные люди. Декриминализация статьи защитит людей, действия которые не имеют под собой экстремистской подоплеки, и в то же время заставит граждан понимать ответственность за то, что ты транслируешь в Интернете – полноценном сегменте правового пространства страны.
Решение Путина стоит назвать единственно верным в свете сложившейся ситуации, когда «сырость» статьи становилась причиной возбуждения дел, основанных на, мягко говоря, сомнительных обстоятельствах. При этом правовое законодательство в данной области продолжит совершенствоваться, чтобы минимизировать риск возникновения подобных прецедентов.