Как сделать законотворчество в Новгородской области лучшим в России
Кто и как пишет законы
В Сети можно найти смешную новость о том, как однажды в Государственной думе в один день утром общим голсованием приняли поправки в Гражданский кодекс, а вечером их отменили. Случайно.
Разработкой и доработкой проектов законов занимаются депутаты в комитетах нижней палаты парламента, разделенных по отраслям права. В каждом комитете существует аппарат сотрудников в помощь депутатам. Их времени и компетенции на рассмотрение всех значимых вопросов по законопроекту не хватает. Законотворческая работа носит научный характер и требует обработки огромного количества текстового материала. У нас это немодно и не оплачивается.
Депутаты часто обращаются за помощью в разработке законов к большим консалтинговым компаниям из BigFour (Большая четверка) и помельче, наподобие PwC – компании с более бухгалтерским, а не частноправовым подходом к правотворчеству. Например, похоже, что закон о потребительском кредитовании, написанный ужасным канцеляритом, создавали именно такие спецы. При подготовке этого материала я нашел на сайтах таких организаций 4 вакансии законотворцев, в требованиях к претендентам так и написано: разработка федеральных и региональных законов.
Как правило, из-под пера авторов законопроект выходит с неприлично краткой аннотацией на пару абзацев: «Принятие закона не потребует дополнительных ассигнований из бюджета», без разъяснений для правоприменителя. Из нее не ясно, почему нормы закона сформулированы так, а не иначе, как они подлежат применению. Законодатель не находит времени и средств на толкование.
И что из этого выходит
Юристы знают, что толкование закона может быть аутентичным – самим законотвореским органом – и судебным. Аутентичное толкование в России не принято. Все нюансы толкования вынуждены брать на себя суды. Практика такого процесса везде разная.
Из описанной ситуации следует несколько выводов.
Вывод первый. Отсутствие традиции аутентичного толкования закона разработчиком законопроекта и каждым, кто может вносить поправки в закон, приводит к принятию довольно бездарных и сырых законов. «Некогда объяснять, давай принимай!» Потом приходится всё переделывать и перестраивать. В подтверждение – дикое количество изменений, которые можно увидеть собранными, например, на странице большинства законов в справочно-правовой системе.
Вывод второй. Отсутствие аутентичного толкования приводит к тому, что на региональном уровне масса вопросов правоприменения решается в режиме ручного управления. Это глупо и дорого.
Вывод третий. Без источника аутентичного толкования по-прежнему законность в большей степени будет не всеобщей, а калужской и брянской, боровичской и новгородской. Процент недовольных исполнительной и судебной властью будет традиционно высок, и претензии таких недовольных будут отчасти обоснованы: нельзя объяснять правовой результат лишь двумя словами «дискреция законодателя». Это порождает атмосферу несправедливости, а значит, общая цель, на которую направлено право, от нас всё дальше и дальше.
Вывод четвертый. Антикоррупционный тренд уже лет пятнадцать нежно любим чиновниками. Отсутствие аутентичного толкования повышает уровень коррупциогенности.
Что делать
Очень простой рецепт: тратить больше времени на отражение хода разработки законопроекта, подыскав для этого приемлемый правовой механизм.
Пример подобной успешной деятельности мы можем найти у себя в истории. В период правления Николая II разработан проект Гражданского уложения, которое сопровождалось очень подробным комментарием: как та или иная норма конструировалась, кто из разработчиков Редакционной Комиссии был за ту или иную формулировку, почему ряд вариантов был отвергнут, по какой причине принят окончательный вариант нормы права. Отзывы зарубежных ученых и юристов на подобное нормотворчество были, по меньшей мере, восторженными. Нам завидовали даже германские и французские юристы.
Ничто не мешает начать такую работу в законотворческой деятельности региона. В текущий момент тяжело и с боями проходит федеральная реформа гражданского законодательства. Возглавляют ее люди, которые определенно поприветствуют региональную инициативу.Считаю, это будет полезно Новгородской области.