«Вольтера знает весь мир, а имена его тюремщиков давно забыты»
В Профсоюз работников азербайджанских СМИ
В Международный Фонд Евразийской прессы
Уважаемые коллеги!
Это письмо нас побудила написать тревожная ситуация, сложившаяся с защитой прав журналистов в странах СНГ. В ряде из них статья за клевету не только криминализована, т.е. относится к области уголовного права, но и предусматривает в качестве меры наказания исправительные работы на длительный срок и даже лишение свободы. Демократические традиции в государствах, образованных после распада СССР, еще не пустили глубокие корни. Поэтому уголовное преследование журналистов нередко используется для того, чтобы заставить их замолчать и запугать коллег. Угроза уголовного преследования включает механизм самоцензуры у представителей нашей профессии.
Между тем, долг журналиста перед обществом вскрывать факты злоупотреблений чиновников и политиков, предавать их огласке. Однако осуществление профессиональной деятельности становится для журналистов все более рискованным.
Понятие «клевета» довольно субъективно. К таким делам, как правило, прилагаются заключения экспертов. Но, к сожалению, эксперты не всегда бывают объективны. И это еще мягко сказано.
Еще одним аргументом против криминализации статьи за клевету является чрезмерность наказания. В тюрьме современное общество изолирует насильников, грабителей, убийц, которые представляют опасность для окружающих. Бросать в темницы за статьи или высказывания – это практика Средневековья. Вольтер сидел в Бастилии за свой острый язык. Сегодня Вольтера знает весь мир, а имена его тюремщиков давно забыты. Тюремные стены могут ограничить свободу человека, но они бессильны перед силой слова. Тем более в наш век Интернета и соцсетей, когда информация распространяется мгновенно и утаить преследование журналистов уже технически невозможно.
Таким образом, сажать в тюрьму журналистов, приговаривать их к исправительным работам на длительные сроки не только слишком жестоко, но и бессмысленно. Это абсурдная практика, которая наносит ущерб имиджу стран СНГ в глазах представителей развитых демократий.
К сожалению, машина абсурда все еще работает. Недавний пример – уголовное преследование азербайджанского юриста, журналиста и общественного деятеля Аслана Исмаилова. Он осужден на 1,5 года исправительных работ и крупному штрафу. Судебный процесс по иску, поданному бизнесменом Мурватом Гасановым, длился почти год. Между тем Исмаилов известен как борец с коррупцией и произволом чиновников. Он писал о необоснованном завышении цен на продукты питания, о незаконных действиях чиновниках, об их детях, творящих беспредел на дорогах. Он защищал несправедливо осужденных журналистов, а теперь сам стал осужденным.
Мурват Гасанов, в свою очередь, «прославился» тем, что несколько лет назад выступил с обвинениями в адрес главного редактора газеты «Хурал» Аваза Зейналлы. Журналист был осужден на длительный срок, но в ходе открытого судебного заседания вскрылась сфабрикованность обвинений и Зейналлы освободили досрочно. Теперь под прицел Гасанова попал Исмаилов.
Уважаемые коллеги! Неправомерное применение статьи о клевете несет угрозу не только конкретным людям, но и всему обществу. В демократическом государстве власть контролируется обществом через свободную прессу. Других механизмов человечество еще не придумало. http://www.rosbalt.ru/world/2018/08/08/1723208.html
Призываю Вас к активной общественной дискуссии о декриминализации в России и странах СНГ статьи за клевету, о недопустимости применения мер лишения свободы в качестве наказания. Призываю выступить в защиту коллег, которые подвергаются уголовному преследованию за свою гражданскую позицию. Право на свободу слова необходимо защищать. Это наш долг перед обществом, наша гражданская миссия. Будем достойны этой миссии!
Члены Союза журналистов России:
Александр Грачев,
Мария Кузнецова,
Ринат Хабибуллин.