"Он на яхтах разъезжает, ему деньги возвращают, а нам — нет". Зиганшин не спешит возвращать 7 млн евро Татфондбанку
Сегодня Сария Романова, одна их сотен активных вкладчиков Татфондбанка, уже третий день подряд вышла на пикет напротив здания Кабинета министров. Она проводит очередную серию пикетов с целью полного возврата средств вкладчиков. Ее позиция такова: если банк почти на половину принадлежал республике, то деньги надо требовать именно у них.
— А его [Рустама Минниханова] сегодня на месте нет, мне сказали. [Алексея] Песошина (премьер-министра — "Idel.Реалии") тоже нет. Но я всё равно постою. Нас обворовали и деньги должны вернуть, — уверена она.
22 декабря 2016 года Зиганшин не выплатил кредит. До сих пор сумма не погашена. Отсюда и неустойка.
"Украли 120 млрд рублей, вернули 114 млн. Позор нашей власти за этот обман народа", — сегодня у пенсионерки новый плакат. К ней до прихода журналиста "Idel.Реалии" подходил полицейский, спрашивал о цели пикета и просил показать документы.
— Сейчас дочь паспорт принесет, я его в туда [в Кабмин] полицейскому отнесу посмотреть и пойду на суд, наши все уже собрались, — поясняет пенсионерка.
***
Перед залом президиума около пятнадцати человек — представители сторон, журналисты и вкладчики. За несколько минут до начала к последним подходит мужчина в форме.
— Меня зовут Тимур Латыпов, я начальник Казанского специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Прошу вас соблюдать порядок проведения заседания. Не выкрикивать, не задавать вопросы, всё только в рамках дела. Видеозапись вести нельзя, аудио — на ваше усмотрение, — заявил он и удалился.
К залу президиума подошло с полдюжины судебных приставов в бронежилетах. Через минут десять секретарь пригласил всех в зал.
НИЗКИЙ ПРОЦЕНТ ПО КРЕДИТУ И ПРИВИЛЕГИИ ПО ДЕПОЗИТУ
На заседании сегодня присутствовали все стороны — представители АСВ — конкурсного управляющего Татфондбанка, представители Равиля Зиганшина, "ПСО Казань" и "Дорстроя".
Суть дела и кассационной жалобы Зиганшина на решение Советского районного суда Казани и утвердившего его Верховного суда зачитал один из судей.
22 декабря 2014 года Равиль Зиганшин взял потребительский кредит в Татфондбанке на 7 млн евро (около 520 млн рублей по курсу на момент договора) на один год. В том же месяце компания депутата — "ПСО Казань" — положила на свой депозитный счет на ту же сумму под высокий процент.
22 декабря 2014 года Равиль Зиганшин взял потребительский кредит в Татфондбанке на 7 млн евро на один год. В том же месяце компания депутата — "ПСО Казань" — положила на свой депозитный счет на ту же сумму под высокий процент.
Позже срок кредита увеличили на один год, а поручителем по нему стала компания ООО "Дорстрой". Чуть позже к ней добавилась и компания самого депутата — ООО "ПСО Казань".
Как утверждают представители компаний и Зиганшина, в январе 2017 года (через несколько недель после того, как кредит следовало закрыть, а в банке уже ввели мораторий) Татфондбанк перевел 420 млн рублей с депозита "ПСО" на свой счет в счет кредита. Представители депутата утверждают, что такое право у банка было, согласно договору.
Представители АСВ, Сергей Сенько и Алексей Амброзевич, заявили, что Зиганшин не выплатил сумму кредита, неустойку и проценты, а значит, должен банку 7,5 млн евро. Корреспондент "Idel.Реалии" после заседания уточнил у Сенько, перечислил ли Татфондбанк деньги с депозита "ПСО" в счет кредита или нет. Юрист ответил, что не может точно сказать: "не понятно, чья подпись там [на договоре] стоит, нам же просто передали все документы, которые были в ТФБ".
— 22 декабря 2016 года Зиганшин не выплатил кредит. До сих пор сумма не погашена. Отсюда и неустойка, — заявил он.
Кстати, процент неустойки АСВ определило в 16%. На процессе один из судей уточнил, почему именно такая сумма.
— Кредит был выдан под 6% годовых, а вклад "ПСО Казань", где Зиганшин — единственный учредитель, под 13%-29% годовых (процент менялся — "Idel.Реалии"). Это привилегированная ставка, у других в банке такой ставки не было. За время, пока был открыт вклад, он получил 189 млн рублей процентов по нему. Это куда больше, чем сумма, которую получил банк, — заявил Амброзевич в суде.
Позиция же Зиганшина обратная АСВ. Когда он взял кредит в декабре 2014 года, то всю эту сумму перевел в "ПСО Казань". Компания же внесла деньги на свой депозитный счет. Этот депозит совпал с кредитом не только по сумме, но и по сроку — до 22 декабря 2016 года. Перед введением моратория его компания и ТФБ заключили договор залога и банк просто перевел деньги на свой счет в счет кредита депутата.
ЗИГАНШИН ПЫТАЛСЯ СПАСТИ СВОИ СРЕДСТВА
Во время процесса стало также известно, что Равиль Зиганшин и его "ПСО Казань" пытались списать свои средства по депозиту (где лежало более 420 млн рублей) в несколько операций с 30 ноября по 8 декабря 2016 года. В это время ТФБ уже испытывал трудности и не все операции проходили. Вкладчики, например, утверждают, что они не могли даже снять деньги в банкоматах со своих карт.
— Усматривается злоупотребление в действиях залогодателя ("ПСО Казань"), поскольку договоры залога и поручительства были заключены после того, как он восемь раз пытался вывести деньги. Удалось им только в двух случаях — 20 и 30 млн рублей. Остальные — не прошли. И после этого решил реализовать свои права таким способом, вложил в банк, чтобы попытаться погасить обязательства связанного с ним лица, — заявил Сенько на заседании.
СЛЕД МУСИНА
На одном из других судебных заседаний стало известно, что первоначально депозит "ПСО Казань" выступал обеспечением по другому кредиту — компании ООО "Ягодинская слобода". Она, кстати, довольно близка к Роберту Мусину, экс-главе ТФБ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Брачный договор Мусиных. Чем владеет семья и друзья банкира
2 декабря 2016 года, незадолго до введения моратория, глава банка расторг этот договор залога. АСВ уже обратилось в Арбитражный суд Татарстана и потребовало признать его расторжение недействительным. Тогда на заседании юристы Зиганшина заявили, что никакой такой договор их руководитель не подписывал и его подпись — фальсификация. Суд провел экспертизу, которая доказала — подписи настоящие.
ВСЁ СНАЧАЛА
Еще в 2017 году АСВ обратилось с иском к Зиганшину, "ПСО Казань" и "Дорстрою" по этому делу. Советский суд Казани встал на сторону госкорпорации, обязав депутата выплатить весь кредит. Чуть позже Зиганшин и его компании обжаловали решение в Верховном суде Татарстана, но безуспешно. Президиум же Верховного суда отменил эти решения и направил дело на новое рассмотрение в Советский райсуд в новом составе судей.
Сразу после оглашения решения судья попросил отдельно всех покинуть зал заседания. Юрист АСВ Сергей Сенько ухмыльнулся и похлопал решению президиума.
Вкладчики вышли в коридор и растерянно встали в центре. Уже известный им Тимур Латыпов, начальник спецотдела судебных приставов, движениями указал им к лифту.
— Как так получается, что он [Равиль Зиганшин] на яхтах разъезжает, ему деньги возвращают, а нам — нет? Как такое может быть? — возмутилась Сария Романова.
Пристав ничего не ответил ей на это и продолжил "выталкивать" к лифту группу вкладчиков.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.