Минфин атакует
Управление ожиданиями
О неизбежной эскалации санкционного режима говорят эксперты, об этом свидетельствует и экономическая политика РФ, направленная на накопление запасов, да и периодические демарши Вашингтона тоже не оставляют особых сомнений. Так, в конце июля американское издание The Hill сообщило, что конгрессмены разрабатывают объемный законопроект по ужесточению экономического давления на Россию. На сей раз объектами атак будут не только российские олигархи, но также финансовый и энергетический секторы.
Кроме того, документ предусматривает санкции против российского государственного долга. А это второй по значимости фактор угрозы после возможности отключения нашей страны от международной платежной системы SWIFT – так полагает завотделом Института мировой экономики и международных отношений Сергей Афонцев. Другое дело, что такой шаг обсуждается в американском истеблишменте давно, но пойдет на него Вашингтон только в крайнем случае. «Главным сдерживающим фактором является то, что американские резиденты активно в этот госдолг инвестировали, поэтому в случае санкций американцы наказали бы сами себя», – пояснил Афонцев.
Как сложится судьба законопроекта, неизвестно, однако само его появление и обсуждение повышают степень недоверия и нервозности вокруг российской экономики. «Важным элементом санкционного режима является управление ожиданиями, – говорит президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. – США действуют по схеме: что не запрещено сейчас, может быть запрещено в дальнейшем». Так вокруг России формируется и поддерживается «пояс токсичности» с высоким уровнем рисков и неопределенности и соответствующими экономическими издержками для Москвы.
Собственно, сам закон «О противодействии противникам Америки путем санкций» сформулирован так, чтобы угрозы звучали максимально размыто, но при этом создавалось ощущение, что под санкциями могут оказаться любые резиденты РФ. Это держит в напряжении наши элиты, а с другой стороны, подрывает доверие зарубежных контрагентов, которые понимают, что в любой момент любая российская компания может угодить в «черный» список.
По версии Михаила Ремизова, это долгосрочная стратегия США, рассчитанная лет на 10–15, если только не случится резких изменений внутри самих Штатов или в России. Причем обстановка может нагнетаться искусственно, даже если «жизнь не будет подбрасывать поводов», они будут придумываться и фабриковаться.
Кирдык доллару?
В Кремле, кажется, понимают серьезность вызовов. Во всяком случае, дорожная …